Принципы Шнирмана


17Так, А. Л. Шнирман сформулировал следующие принципы подхода к изучению личности человека вообще и, в частности, личности учащегося: а) «изучение личности через ее деятельность», б) «через внешние проявления деятельности ребенка раскрывать мотивы его деятельности», в) «изучение личности в коллективе и через коллектив», г) «изучение личности в развитии», д) «уметь видеть, находить в человеке лучшие его стороны, уметь проектировать лучшее в человеке» (Макаренко) и е) «педагогическая направленность и практическая действенность этого изучения». Эти принципы, несомненно, выражают особенности позиции советской психологии в изучении характера человека как наиболее существенного выражения его личности.
Что касается самой программы изучения учащихся, то здесь необходимо различать изучение, которое в педагогических или психологических целях должно раскрыть все стороны личности и деятельности учащегося, от изучения, имеющего целью выделить в личности учащегося черты характера, и прежде всего черты направленности и воли. Конечно, и в первом случае существенные для данного человека черты характера должны найти свое выражение.
Кандидатская диссертация Г. Ф. Самброса содержит в себе всестороннее освещение проблемы изучения учащихся педагогических училищ преподавателем, с указанием принципов, задач и методов и с приведением детально разработанных схем для изучения, как отдельных учащихся, так и учебного коллектива.
Эти схемы характерны своей педагогической направленностью, автор стремится изучить учащихся в динамике развития лучших черт нового человека согласно целям коммунистического воспитания. Но эти схемы несвободны от недостатков. Например, почему-то «особенности темперамента и эмоции» вошли в рубрику «Отношение учащегося к учебной работе», в которую, также без достаточных оснований, вошел вопрос о «Повышении общего развития». В основном эти схемы должны удовлетворять потребности учителей в плане для изучения ученика в целях индивидуального подхода.
Примерная краткая программа для изучения, учителем отдельных учащихся педагогических училищ включает в себя следующие пункты: 1) Общие анкетно-паспортные сведения. 2) Место и роль учащегося в его учебном и общественном коллективе. 3) Влияние на учащегося семьи, быта, окружения. 4) Отношение учащегося к учебной работе, повышение общего развития. 5) Растущие идейно-моральные черты облика нового человека. 6) Растущие черты и навыки учительской профессии. 7) Педагогическая помощь, в которой нуждается учащийся. Несмотря на то, что эта схема приспособлена для изучения учащихся педагогических училищ, она, за исключением 6-го пункта, пригодна и для общеобразовательной школы.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.