Характерологические факторы.


Есть попытки находить личностные и тем самым характероло­гические факторы в некоторых деталях механизма восприятия. Так, Пембертон [32] сопоставил результаты по восприятию завер­шенности изображений (при трудных условиях) с чертами лично­сти, которые он назвал без достаточного основания чертами тем­перамента. Оказалось, что если надо быстро было узнать неза­конченное изображение (опыт на скорость узнавания целостного предмета), то эту задачу лучше решали люди общительные, бы­стро реагирующие, артистичные, самоуверенные, пунктуальные, нелюбители теоретических проблем. Если же надо было найти фигуру, включенную в более сложную фигуру и, таким образом, замаскированную, то в этом опыте на подвижность узнавания Целостного предмета преимущество было у людей замкнутых, независимых от общественного мнения, любителей теории и нау­ки, не любящих рутину. Как видим, под чертами темперамента в этом исследовании фигурируют разнообразные и сложные чер­ты характера, и потому выводы внушают большие сомнения. Данное исследование приведено для иллюстрирования тенден­ции искать в психических процессах, и в том числе в восприятии, личностные компоненты.
Черты характера человека отражаются также на процес­сах запоминания и воспроизведения. А. А. Смирнов с полным основанием указывает, что в психологии не была еще правильно поставлена проблема зависимости запоминания от личности человека [18, 14]. Говоря о личности, он имеет в виду в первую очередь характерологические особенности че­ловека.
Нас здесь интересует роль привычных установок при запоми­нании. Существует более или менее доказанный факт, что так называемая установка на отчет способствует лучшему запоминанию материала. Но с характерологической точки зрения возникает вопрос: является ли эта установка типичной для данного челове­ка, т. е. насколько он привык или насколько он любит запоми­нать, ожидая или даже требуя контроля или самоконтроля?

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.