Характер как единство


Но характер не есть агрегат, не есть мозаика качеств, свойств или тенденций, и поэтому нельзя понимать анализ структуры характера как расчленение его на своего рода элементы, имею­щиеся в ограниченном числе. Характер всегда представляет не­которое единство, и если встречается человек, которого мы на­зовем двуличным, то именно эта двуличность характеризует дан­ного человека, влияет на его поступки. Л. Н. Толстой в романе «Воскресение» пишет: «Люди, как реки: вода во всех одинако­вая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мут­ная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе за­чатки всех свойств людских, и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь все одним и самим собою». Личность проявляется во всех ее качествах, и потому изолирование качеств от целостной личности вносит схематизм, искусственность. При аналитичес­ком изучении характера упускается из виду его целостность: он лишь рассматривается в определенном аспекте, с той или дру­гой специальной точки зрения. Только благодаря анализу мож­но прийти к расчлененному синтетическому пониманию харак­тера.
На структуре характера сильно отражается его история. По­этому при исследовании характера необходимо рассматривать его в тесной связи с условиями формирования. Упрямство, как результат избалованности, неразумной заласканности, не то же самое упрямство, которое является своеобразным протестом против обиды, против нечуткого обращения.
Все это приводит к заключению, что структура характера мо­жет найти объяснение только при таком изучении его, когда от­дельные черты рассматриваются на фоне целого, а целостность характера раскрывается в его чертах. Последние приобретают свою содержательность лишь как одно из выражений целого, т. е. характера.
При изучении характера разные авторы исходили из различ­ных понятий. Так, Полан брал за основу понятие «тенденция», Лазурский — понятие «наклонность». В литературе и в повсе­дневной жизни нередко говорят о качествах или свойствах характера. Термины «тенденция» и «наклонность» абсолютизи­руют различные стороны характера, дают повод истолковывать их как своего рода силы, как при всех условиях действующие предрасположения. Термины «качество» и «свойство» более до­пустимы, но в них нет специфического характерологического от­тенка, связанного с тем, что можно назвать «рельефом» лично­сти, т. е. с выделением ее стержневых черт. Предпочтительнее пользоваться терминами «черта» и «проявление» характера. Не следует только забывать, что, вводя эти понятия как наиболее выражающие существо характера, мы все же вынуждены де­лать своего рода моментальные снимки с весьма подвижного, живого объекта.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.