Моральное состояние
Если «измерение» осведомленности и направленности в морали указанными методиками несостоятельно, то это не означает, что изучение морального сознания, и в частности высказываний по поводу поступков, понимания и оценки поступков, не должно иметь место в характерологических исследованиях. Наоборот, нельзя понять характер человека, не установив отношения этого человека к нормам поведения. Но для этой цели нужны более вдумчивые методы, чтобы высказывания испытуемых не были спешными, случайными и необоснованными. Возможно, предлагать для оценки разные поступки в тех или других жизненных ситуациях с подчеркиванием одного из возможных ответов, но надо предоставлять право испытуемым давать свой самостоятельный ответ в желательной для них форме.
Второе направление в экспериментальном изучении характера — определение характера по его проявлениям в отдельных психических процессах и функциях.
Большой материал для этого дает экспериментальное изучение внимания. Оно позволяет выделить не только индивидуальные, но и характерологические особенности, в первую очередь основанные на преобладании у человека типа внимания — концентрированного или распределенного — или на способности переключения внимания и на его устойчивости. Достаточно сказать, что устойчивость внимания — один из важных показателей настойчивости и все методы экспериментального изучения устойчивости внимания в той или другой мере служат для диагноза настойчивости, подобно тому как методы изучения неотвлекаемости внимания посторонними раздражителями могут быть использованы для диагноза выдержки.
В опытах на запоминание можно получить данные о характерологических различиях испытуемых.
Для примера приведем простой опыт в запоминании ряда из 12 конкретных, между собой не связанных слов. В этот ряд были включены по 3 слова, окрашенные приятными и неприятными чувствами (например, выигрыш, болезнь). Выяснилось, что у одних испытуемых обнаружилась характерная для них особая запоминаемость неприятных слов, а у других — приятных. Многие испытуемые примерно одинаково запоминали те и другие слова. Общая тенденция лучше запоминать эмоционально насыщенные слова получила индивидуальные и характерологически значимые варианты.
Метки: методика, мораль, оценка
Страницы: 1 2