Моральное состояние


23Если «измерение» осведомленности и направленности в мора­ли указанными методиками несостоятельно, то это не означает, что изучение морального сознания, и в частности высказываний по поводу поступков, понимания и оценки поступков, не должно иметь место в характерологических исследованиях. Наоборот, нельзя понять характер человека, не установив отношения этого человека к нормам поведения. Но для этой цели нужны более вдумчивые методы, чтобы высказывания испытуемых не были спешными, случайными и необоснованными. Возможно, предла­гать для оценки разные поступки в тех или других жизненных ситуациях с подчеркиванием одного из возможных ответов, но надо предоставлять право испытуемым давать свой самостоя­тельный ответ в желательной для них форме.
Второе направление в экспериментальном изучении характе­ра — определение характера по его проявлениям в отдельных психических процессах и функ­циях.
Большой материал для этого дает экспериментальное изуче­ние внимания. Оно позволяет выделить не только индивидуаль­ные, но и характерологические особенности, в первую очередь ос­нованные на преобладании у человека типа внимания — концент­рированного или распределенного — или на способности пере­ключения внимания и на его устойчивости. Достаточно сказать, что устойчивость внимания — один из важных показателей на­стойчивости и все методы экспериментального изучения устойчи­вости внимания в той или другой мере служат для диагноза на­стойчивости, подобно тому как методы изучения неотвлекаемости внимания посторонними раздражителями могут быть исполь­зованы для диагноза выдержки.
В опытах на запоминание можно получить данные о характе­рологических различиях испытуемых.
Для примера приведем простой опыт в запоминании ряда из 12 конкретных, между собой не связанных слов. В этот ряд были включены по 3 слова, окрашенные приятными и неприятными чувствами (например, выигрыш, болезнь). Выяснилось, что у од­них испытуемых обнаружилась характерная для них особая за­поминаемость неприятных слов, а у других — приятных. Многие испытуемые примерно одинаково запоминали те и другие слова. Общая тенденция лучше запоминать эмоционально насыщенные слова получила индивидуальные и характерологически значимые варианты.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.