Взгляд Рубинштейна на способности


Данная работа по существу положила начало взглядам  С. Л. Рубинштейна на способности, о которых мы еще будем говорить не раз. Статья эта, вскоре отраженная в учебнике С. Л. Рубинштейна102, пришедшем на смену очень кратким и написанным с реактологических позиций учебникам К. Н. Корни­лова, привлекла довольно пристальное и широкое внимание пси­хологов.Как сама статья, так и учебник Рубинштейна с момента их выхода в свет были положены нами в основу исследований спо­собностей в промышленности, а с 1935 г.- в авиации. Они же легли и в основу нашего курса психологии для летчиков (1936- 1937), а в дальнейшем и книги, написанной в 1936-1937 гг., хотя и изданной значительно позднее 103.
Мы останавливаемся «а этом столь подробно потому, что, когда в результате ошибочного понимания рядом руководителей ведомств, а под их влиянием и многими психологами постановле­ния ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извраще­ниях в системе Наркомпросов» работа по изучению способностей на ряд лет везде была прекращена, в авиации она беспрерывно продолжалась, и продолжалась в основном с позиций С. Л. Ру­бинштейна. В общепсихологической же и педагогической литера­туре в этот период о способностях публиковались только работы типа статьи С. Ф. Козлова 104, отождествлявшие способности с имеющимися знаниями и навыками.
Важнейшим событием в развитии учения о способностях яви­лось опубликование в 1940 г. работы Б. М. Теплова «Проблема одаренности» 05, вскоре переработанной в статью, одноименную со статьей С. Ф. Козлова и полемизирующую с ней 106. Выдвину­тые в этих статьях Б. М. Теплова «три признака способностей» на ряд лет стали общепризнанными. Большинство дальнейших работ по изучению способностей (Н. С. Лейтеса, В. И. Кириенко, В. А. Крутецкого, Л. И. Уманского, В. П. Ягунковой и др.) велось с позиций, сформулированных Б. М. Тепловым. С этих же пози­ций была проведена в 1970 г. и конференция по проблеме спо­собностей 107 кажется, всегда заключаются в понятии тосииность» при употреблении его в практически разум­ном контексте»,- писал Б. М. Теплов, причем в окончании этой фразы нельзя не видеть существовавшей в те годы насторожен­ности по отношению к понятию «способность».
«Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; Никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. В таком смысле слово «способность» употребляется основоположниками марксизма-ленинизма, когда они говорят: «От каждого по способ­ностям»,- писал он далее, заимствуя понятие «индивидуально-психологические особенности» у В. Штерна и психотехников.
«Во-вторых, способностями называют не всякие вообще инди­видуальные особенности,- продолжал он,-а лишь такие, кото­рые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некото­рых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.