Взаимодействие человека с окружающим миром


В процессе деятельности и изменения человеком мира «все предметы становятся для него опредмечиванием самого себя, ут­верждением и осуществлением его индивидуальности, его пред­метами, а это значит, что предмет становится им самим»,- пи­сал Маркс и здесь же связывал этот процесс опредмечивания человека с его «сущностными силами», под которыми он понимал способности: «Мой предмет может быть только утверждением одной из моих сущностных сил…»34. Позже, в «Капитале», Маркс заменил понятие опредмечива­ния и распредмечивания понятием объективирование и присвое­ние (субъективирование), не изменив сути этого раскрытого им диалектического процесса формирования сущностных сил че­ловека – его способностей.
В ранних работах Маркс высказал мысль, что каждое из человеческих отношений к предметному миру является «присво­ением человеческой действительности», что побудило А. Н. Леон­тьева сформулировать положение: «Это процесс, в результате ко­торого происходит воспроизведение индивидуумом исторически сформировавшихся человеческих способностей и функций. Формирующиеся у человека в ходе этого процесса способности и функции представляют собой психологические новообразова­ния…»35. Согласно такой точке зрения, идущей от Л. С. Выгот­ского и развитой А. Н. Леонтьевым в докладе на I съезде психо­логов, «человеческие способности – это прижизненные образова­ния, кумулирующиеся в процессе деятельности в онтогенезе, в ранее сформированную в историческом развитии человеческую деятельность» 36. Как справедливо отметил А. В. Брушлинский, в конечном счете «совсем обнаженно» эта точка зрения выступа­ет в тех случаях, когда психическое развитие сводится к обуче­нию 37.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.