Взаимодействие человека с окружающим миром
В процессе деятельности и изменения человеком мира «все предметы становятся для него опредмечиванием самого себя, утверждением и осуществлением его индивидуальности, его предметами, а это значит, что предмет становится им самим»,- писал Маркс и здесь же связывал этот процесс опредмечивания человека с его «сущностными силами», под которыми он понимал способности: «Мой предмет может быть только утверждением одной из моих сущностных сил…»34. Позже, в «Капитале», Маркс заменил понятие опредмечивания и распредмечивания понятием объективирование и присвоение (субъективирование), не изменив сути этого раскрытого им диалектического процесса формирования сущностных сил человека – его способностей.
В ранних работах Маркс высказал мысль, что каждое из человеческих отношений к предметному миру является «присвоением человеческой действительности», что побудило А. Н. Леонтьева сформулировать положение: «Это процесс, в результате которого происходит воспроизведение индивидуумом исторически сформировавшихся человеческих способностей и функций. Формирующиеся у человека в ходе этого процесса способности и функции представляют собой психологические новообразования…»35. Согласно такой точке зрения, идущей от Л. С. Выготского и развитой А. Н. Леонтьевым в докладе на I съезде психологов, «человеческие способности – это прижизненные образования, кумулирующиеся в процессе деятельности в онтогенезе, в ранее сформированную в историческом развитии человеческую деятельность» 36. Как справедливо отметил А. В. Брушлинский, в конечном счете «совсем обнаженно» эта точка зрения выступает в тех случаях, когда психическое развитие сводится к обучению 37.
Страницы: 1 2