Моральные понятия в сознании
Это «ультрапарадоксальное» искажение общечеловеческих моральных понятий в сознании и поведении личности вызывало возмущение и протест людей уже с античных времен. Логика исторического процесса наглядно показала, как в недрах буржуазного строя, этого последнего классово-антагонистического общества, созрели мощные людские силы, сознательно направленные на окончательное преодоление всех форм материального и духовного порабощения человека человеком. И здесь отчетливо обнаруживается творческая активность человеческой личности, преобразующей не только природу, но и общество. Человек труда, принадлежащий к классу – созидателю всех благ жизни, силы и могущества общественного труда, постепенно приобретает знания, опыт, умение и осознает интересы и исторические задачи свое о класса.I В суровых условиях тяжелого труда и жизни личность в коллективе сплачивается и закаляется в борьбе за свои социальные права. В среду рабочего класса привносятся и созревают в ней великие идеи марксизма. В классовой борьбе формируются передовые личности, преодолевшие влияние идеологических форм духовного отчуждения старого общества. Вырабатывается совершенно новый тип самоотверженного борца революционера, ведущего людей труда к разрушению старого и созиданию нового социалистического общества.
Помимо социально обусловленных форм проявления духовного отчуждения, получивших свое отражение в индивидуальном сознании личности, в повседневной врачебной практике наблюдаются различные клинические картины психического отчуждения патологического характера. Они постоянно находятся под пристальным вниманием клиницистов-психопатологов. Общеизвестно выражение К. Маркса о том, что болезнь есть особое проявление жизни, стесненной в своей свободе. В психопатологии и клинике психического отчуждения эти слова великого мыслителя звучат особенно убедительно. Остановимся прежде всего на вопросе о систематике и уровнях психического автоматизма, который органически; связан с проблемой деавтоматизации и отчуждения.
В процессе филогенетической эволюции в организмах животных и человека вырабатывается внутреннее единство постоянства и изменчивости, в котором послед-1 нее служит приспособительным механизмом, и тем самым защищает наследственно закрепленные устойчивые биологические константы. Динамическое постоянство, внутренней среды обеспечивает автономность и относительную независимость основных жизненных процессов. Система интегративных биологических механизмов избирательно реагирует и поддерживает постоянство внутренней гомеостатической среды и осуществляет задачу активного приспособления к своей среде (К. Бернар).
Здесь обнаруживается первая и основная закономерность системной интеграции и автоматизации жизненных процессов на уровне общебиологическом. Это основная саморегулирующая система в биологическом существовании и развитии живого и здорового организма животного и человека.
Метки: возмущение, общество, сознание
Страницы: 1 2