Моральные понятия в сознании


Это «ультрапарадоксальное» искажение общечелове­ческих моральных понятий в сознании и поведении лич­ности вызывало возмущение и протест людей уже с ан­тичных времен. Логика исторического процесса нагляд­но показала, как в недрах буржуазного строя, этого по­следнего классово-антагонистического общества, созрели мощные людские силы, сознательно направленные на окончательное преодоление всех форм материального и духовного порабощения человека человеком. И здесь от­четливо обнаруживается творческая активность челове­ческой личности, преобразующей не только природу, но и общество. Человек труда, принадлежащий к классу – созидателю всех благ жизни, силы и могущества обще­ственного труда, постепенно приобретает знания, опыт, умение и осознает интересы и исторические задачи свое о класса.I В суровых условиях тяжелого труда и жизни личность в коллективе сплачивается и закаляется в борьбе за свои социальные права. В среду рабочего класса при­вносятся и созревают в ней великие идеи марксизма. В классовой борьбе формируются передовые личности, преодолевшие влияние идеологических форм духовного отчуждения старого общества. Вырабатывается совер­шенно новый тип самоотверженного борца революционе­ра, ведущего людей труда к разрушению старого и созиданию нового социалистического общества.
Помимо социально обусловленных форм проявления духовного отчуждения, получивших свое отражение в ин­дивидуальном сознании личности, в повседневной вра­чебной практике наблюдаются различные клинические картины психического отчуждения патологического ха­рактера. Они постоянно находятся под пристальным вни­манием клиницистов-психопатологов. Общеизвестно вы­ражение К. Маркса о том, что болезнь есть особое проявление жизни, стесненной в своей свободе. В психо­патологии и клинике психического отчуждения эти слова великого мыслителя звучат особенно убедительно. Оста­новимся прежде всего на вопросе о систематике и уров­нях психического автоматизма, который органически; связан с проблемой деавтоматизации и отчуждения.
В процессе филогенетической эволюции в организ­мах животных и человека вырабатывается внутреннее единство постоянства и изменчивости, в котором послед-1 нее служит приспособительным механизмом, и тем са­мым защищает наследственно закрепленные устойчивые биологические константы. Динамическое постоянство, внутренней среды обеспечивает автономность и относи­тельную независимость основных жизненных процессов. Система интегративных биологических механизмов изби­рательно реагирует и поддерживает постоянство внут­ренней гомеостатической среды и осуществляет задачу активного приспособления к своей среде (К. Бернар).
Здесь обнаруживается первая и основная закономер­ность системной интеграции и автоматизации жизненных процессов на уровне общебиологическом. Это основная саморегулирующая система в биологическом существо­вании и развитии живого и здорового организма живот­ного и человека.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.