Взаимодействие человека с окружающим миром


Необходимо особо напомнить, что деятельность как форма взаимодействия человека с окружающимего миром генетически произошла из поведения, основанного на реагировании живот­ных. Потому не во всякой деятельности все полностью контро­лируется сознанием и обусловлено личностью. Еще более важно не забывать, что деятельность – это функция человека в целом: и как организма, и как личности. Сознание – субъективная часть человеческой психики – играет регуляторную роль в осуще­ствляемой человеком деятельности, делает ее целенаправлен­ной, творческой и в целом осознанной. Иными словами, именно появление труда, а затем сознания превращает поведение жи­вотного в деятельность человека, хотя необходимо сразу на­помнить, что и деятельность в свою очередь оказывает форми­рующее влияние на сознание.Тем не менее связь личности и сознания более непосредствен­на, чем связь личности и деятельности, осуществляемой посред­ством сознания. Иначе говоря, качество деятельности зависит, как мы видели, не только от «духовных», но и от «физических» способностей. Нет и не может быть деятельности, для которой не требовались бы способности личности, хотя соотношение общего и особенного в требуемых способностях весьма различ­но (это можно видеть на примере способностей, скажем, летчи­ка и портного). Поскольку все виды деятельности человека (игра, ученье, общественная, нравственная и правовая деятельность, искус­ство, спорт, бой и др.) произошли из труда, на них распростра­няется тот основной признак, который был дан Марксом в клас­сическом примере отличия труда архитектора от поведения пче­лы. Этим признаком у Маркса является идеальный образ – цель, «которая как закон определяет способ и характер его дей­ствий и которой он должен подчинять свою волю»31.
Наша аспирантка Т. И. Артемьева, осуществив специальное исследование соотношения деятельности и способностей, в своей диссертации «Способности и условия их развития» (1969) спра­ведливо отмечает, что деятельность человека можно рассматри­вать со стороны как субъекта, так и объекта. В первом случае процесс трудовой деятельности представляет собой объективиро­вание «сущностных сил» человека. «Во время процесса труда,- говорит Маркс,- труд постоянно переходит из формы деятель­ности в форму бытия, из формы движения в форму предметно­сти»32. Со стороны же объекта процесс труда является преодоле­нием этого объекта. Благодаря процессу труда сам объект подчиняется человеческим потребностям, т. е. происходит «очелове­чение природы» 33.
Вместе с тем существует и обратный процесс деятельности – влияние природы на человека. Еще в своих ранних произведениях Маркс, используя термины Гегеля, определял деятельность как диалектику соотношения субъекта и объекта «опредмечивания» (Vergegenstandlichung) и «распредмечивания» (Entgegenstand-lichung) человека.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.