Выдержка и самоконтроль
Горячей поборницей воспитания детской инициативы в советской школе была Н. К- Крупская. Она возражала против чрезмерной опеки над учащимися. Говоря о внеклассной работе, она особенно рекомендовала прислушиваться к запросам и интересам детей, будить их самостоятельную мысль и любовь к инициативной деятельности. А. С. Макаренко в своей педагогической работе придавал огромное значение инициативе своих воспитанников как членов коллектива, объединенного около больших, интересных трудовых задач, требующих находчивости, изобретательности. Он часто советовался с воспитанниками, поощряя их активность. Он высмеивал тех, кто считал инициативу каким-то наитием, утверждая, что инициатива приходит тогда, когда имеется налицо задача, ответственность за ее выполнение, ответственность за потерянное время, когда есть требование коллектива.
Указанные черты активности характера часто сочетаются у одного человека, но иногда одни из них выступают значительно ярче других. Например, решительный и смелый человек не всегда оказывается инициативным. Это делает необходимым при характерологическом анализе различать данные черты.
Организованность характера
Об организованности характера человека можно судить, прежде всего, по таким чертам, как выдержка, или сдержанность, и самоконтроль.
Выдержка — та черта характера, которая выражается в заторможении или устранении всего того в сознании и деятельности, что в данное время недопустимо. Человек, обладающий этой чертой, внешне подтянут, владеет своей речью, своим настроением, не поддается влиянию эмоциональной вспышки, или аффекта, неосознанного импульса, слепого подражания или дурной привычки. Ученик проявляет свою выдержку на уроке тем, что не разговаривает, когда следует внимательно слушать, не отвлекается от работы ни сигнализацией шалуна товарища, ни заманчивым видом из окна на весеннее ясное утро, ни мыслями об интересной прочитанной книге или о предстоящем спортивном состязании.
Страницы: 1 2