Выдержка и самоконтроль


Горячей поборницей воспитания детской инициативы в совет­ской школе была Н. К- Крупская. Она возражала против чрез­мерной опеки над учащимися. Говоря о внеклассной работе, она особенно рекомендовала прислушиваться к запросам и интере­сам детей, будить их самостоятельную мысль и любовь к инициа­тивной деятельности. А. С. Макаренко в своей педагогической работе придавал огромное значение инициативе своих воспитан­ников как членов коллектива, объединенного около больших, ин­тересных трудовых задач, требующих находчивости, изобрета­тельности. Он часто советовался с воспитанниками, поощряя их активность. Он высмеивал тех, кто считал инициативу каким-то наитием, утверждая, что инициатива приходит тогда, когда име­ется налицо задача, ответственность за ее выполнение, ответ­ственность за потерянное время, когда есть требование коллек­тива.
Указанные черты активности характера часто сочетаются у одного человека, но иногда одни из них выступают значительно ярче других. Например, решительный и смелый человек не всег­да оказывается инициативным. Это делает необходимым при ха­рактерологическом анализе различать данные черты.
Организованность характера
Об организованности характера человека можно судить, прежде всего, по таким чертам, как выдержка, или сдержанность, и самоконтроль.
Выдержка — та черта характера, которая выражается в заторможении или устранении всего того в сознании и деятель­ности, что в данное время недопустимо. Человек, обладающий этой чертой, внешне подтянут, владеет своей речью, своим настроением, не поддается влиянию эмоциональной вспышки, или аффекта, неосознанного импульса, слепого подражания или дур­ной привычки. Ученик проявляет свою выдержку на уроке тем, что не разговаривает, когда следует внимательно слушать, не отвлекается от работы ни сигнализацией шалуна товарища, ни заманчивым видом из окна на весеннее ясное утро, ни мыслями об интересной прочитанной книге или о предстоящем спортивном состязании.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.