Понимание способностей


Понимание способностейЧешский педагог-гуманист и философ Ян Амос Коменский в «Великой дидактике» (1632) развил новый взгляд на понима­ние способностей, который в течение веков владел умами пере­довых педагогов. В противоположность Хуану Уарте он развил весьма прогрессивную для того времени идею пансофии: обуче­ния всех всему. Признавая три источника познания – чувство (восприятие), разум и веру, решающее значение он придавал первому источнику и по существу был предшественником Локка, родившегося в один год с выходом в свет книги Коменского.Английский философ-просветитель Джон Локк, основопо­ложник материалистического сенсуализма, подверг уничтожаю­щей критике теорию врожденных идей Платона, Декарта и их последователей. «Предположим,- писал он,- что душа есть, так сказать, белая бумага (в издании на латинском языке «ta-bula rasa»-«чистая доска») без всяких знаний и идей. Но каким же образом она получает их? Откуда она приобретает тот об­ширный запас, который деятельное и беспредельное человече­ское воображение разрисовало с почти бесконечным разнообра­зием? Откуда получает она весь материал рассуждения и зна­ния? На это я отвечаю одним словом: из опыта» 15. Наряду с терминами discerning faculty (способность раз­личения) и discursive faculty (способность рассуждения) Локк применял и термин «power», назвав им главу 21 своего основ­ного произведения «Опыт о человеческом разуме» (этот термин переводят и как «сила», и как «способность»). Он писал: «Ясно, таким образом, что воля есть не что иное, как одна сила или способность, а свобода – другая сила или способность» 10. По­нимание воли как способности сохранилось и поныне. «Волей называется способность человека совершать преднамеренные действия…»,- так, например, начинает главу о воле с ее опре­деления П. А. Рудик 17.
Локк впервые понял связь способностей с отношением к дей­ствиям. «Я признаю,- писал он,- что сила (power, следова­тельно, и способность. – К. П.) заключает в себе некоторого рода отношение – отношение к действию или перемене» 18. Счи­тая, что все люди наделены одинаковыми способностями, как философ споря с Платоном, Локк вместе с тем как представи­тель своего класса создал систему обучения, приближающуюся скорее к системе Платона, чем пансофии Коменского. Идея Локка о всемогуществе обучения была развита его последовате­лями. С Локком спорил Лейбниц. Несмотря на всю прогрессивность общепсихологических взглядов, подчеркнувших активную при­роду и непрерывное развитие психики и впервые показавших роль бессознательного (неосознанного), Лейбниц по существу вернул учение о способностях почти к Платону. Однако в опоре с Локком он дал замечательный образ, над которым стоит заду­маться для понимания различия между врожденным и приобре­тенным в способностях: «Это подобно разнице между фигурами, произвольно высекаемыми из камня или мрамора, и фигурами, которые прожилками мрамора уже обозначены или предрасполо­жены обозначиться, если ваятель воспользуется ими» 19-20.
Прогрессивная сторона взглядов Лейбница была отброшена его последователями, а преформизм – учение об изначальном существовании различных форм жизни, в том числе и жизни людей,- был подхвачен и сыграл довольно отрицательную роль в учении о способностях. Наиболее отчетливо это было выраже­но во взглядах Христиана Вольфа (XVIII в.), последователя Лейбница, создавшего широко распространенное в XVIII в, на­правление «психологии способностей», и в вышедшей в I860 г. книге швейцарского биолога и философа-идеалиста Шарля Бон­не «Аналитический опыт способностей души».

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.