Врожденная одаренность детей
Буржуазные психологи – апологеты своего класса, подменяя способности подготовленностью и полностью игнорируя влияние среды, пытались доказать врожденную одаренность детей имущего класса, детей арийской и англо-саксонской расы и тем самым прирожденное их преимущество над детьми пролетарскими, славянскими и тем более негритянскими.Особо острой стала политическая основа этой проблемы в первые десятилетия строительства советского государства. Партийность советской науки требовала и требует непримиримо разоблачать такие тенденции буржуазной психологии я особенно педологии. Это и нашло выражение в следующих словах Постановления партии от 4 июня 1936 г.: «ЦКВКП(б) считает, что теория и практика так называемой педологии базируется на ложнонаучных, антимарксистских положениях. К таким положениям относится прежде всего главный «закон» современной педологии- «закон» фаталистической обусловленности судьбы детей биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и какой-то неизменной среды»
Помимо политического смысла приведенных слов в них заложена чисто научная критика «закона двух факторов», порочный смысл которого заключается в метафизической рядоположности и параллельном влиянии биологического и социального. Но борьба за диалектическое понимание взаимодействия этих двух факторов была умножена политической необходимостью борьбы со взглядами буржуазной науки, «ставившей своей задачей, в целях сохранения господства эксплуататорских классов, доказать особую одаренность и права «а привилегированное существование эксплуататорских классов и «высших рас» и, с другой стороны, физическую и духовную обреченность трудящихся классов и «низших рас»», как говорилось далее в указанном постановлении. Но в результате часто неверного истолкования критики педологии в течение последующих 30 лет педагоги и психологи пошли по более легкому пути и вместо раскрытия сложных связей врожденного и приобретенного, биологического и социального в личности, отождествив биологическое, врожденное и унаследованное, стали все это либо замалчивать, либо рассматривать как реакционные лженаучные понятия.
В настоящее время, когда в Советском Союзе уже не одно поколение школьников обучается и воспитывается в условиях социального равенства и когда бывшие школьники сами становятся педагогами, психологами и философами, в качестве «педагогических и иных предрассудков, отражающих результаты влияния многовекового неравенства общественных условий развития людей»2 надо критиковать любые односторонние тенденции в решении проблемы способностей на практике. Научными предрассудками, кроме того, надо считать боязнь попыток теоретического и экспериментального раскрытия сложных взаимоотношений врожденного и приобретенного, уход от этой проблемы. А ведь многие годы в советской психологии этой проблемой занимался лишь один А. Н. Леонтьев.
Метки: государство, одаренность, основа
Страницы: 1 2