Врожденная одаренность детей


Буржуазные психологи – апологеты своего класса, подменяя способности подготовленностью и полностью игнорируя влияние среды, пытались доказать врожденную ода­ренность детей имущего класса, детей арийской и англо-саксон­ской расы и тем самым прирожденное их преимущество над деть­ми пролетарскими, славянскими и тем более негритянскими.Особо острой стала политическая основа этой проблемы в первые десятилетия строительства советского государства. Пар­тийность советской науки требовала и требует непримиримо ра­зоблачать такие тенденции буржуазной психологии я особенно педологии. Это и нашло выражение в следующих словах Поста­новления партии от 4 июня 1936 г.: «ЦКВКП(б) считает, что теория и практика так называемой педологии базируется на ложнонаучных, антимарксистских положениях. К таким положе­ниям относится прежде всего главный «закон» современной пе­дологии- «закон» фаталистической обусловленности судьбы де­тей биологическими и социальными факторами, влиянием на­следственности и какой-то неизменной среды»
Помимо политического смысла приведенных слов в них зало­жена чисто научная критика «закона двух факторов», порочный смысл которого заключается в метафизической рядоположности и параллельном влиянии биологического и социального. Но борь­ба за диалектическое понимание взаимодействия этих двух фак­торов была умножена политической необходимостью борьбы со взглядами буржуазной науки, «ставившей своей задачей, в целях сохранения господства эксплуататорских классов, доказать осо­бую одаренность и права «а привилегированное существование эксплуататорских классов и «высших рас» и, с другой стороны, физическую и духовную обреченность трудящихся классов и «низших рас»», как говорилось далее в указанном постановле­нии. Но в результате часто неверного истолкования критики пе­дологии в течение последующих 30 лет педагоги и психологи пошли по более легкому пути и вместо раскрытия сложных свя­зей врожденного и приобретенного, биологического и социаль­ного в личности, отождествив биологическое, врожденное и уна­следованное, стали все это либо замалчивать, либо рассматри­вать как реакционные лженаучные понятия.
В настоящее время, когда в Советском Союзе уже не одно поколение школьников обучается и воспитывается в условиях социального равенства и когда бывшие школьники сами стано­вятся педагогами, психологами и философами, в качестве «педа­гогических и иных предрассудков, отражающих результаты вли­яния многовекового неравенства общественных условий разви­тия людей»2 надо критиковать любые односторонние тенденции в решении проблемы способностей на практике. Научными пред­рассудками, кроме того, надо считать боязнь попыток теорети­ческого и экспериментального раскрытия сложных взаимоотно­шений врожденного и приобретенного, уход от этой проблемы. А ведь многие годы в советской психологии этой проблемой за­нимался лишь один А. Н. Леонтьев.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.