Восстанавливающее действие отдыха
У лиц старших возрастных групп усиливается восстанавливающее действие отдыха. Объясняется это растущей чувствительностью механизма внутреннего торможения, который ограничивает продолжающуюся работу, когда она начинает становиться непосильной для организма (И. В. Муравов, 1962). Но если путем волевого усилия продолжать работу, восстановительные процессы резко ослабевают. Выполнение последующих упражнений становится затрудненным, что снижает уровень двигательных возможностей занимающихся. Вот почему (особенно на первом этапе) в урок нужно включать упражнения оптимальной длительности, чередуя их с упражнениями, способными стимулировать восстановительные процессы в ходе занятий или кратковременных перерывов.Особенно осторожно следует относиться к увеличению нагрузки, так как расширение функциональных возможностей, перестройка деятельности систем организма протекают замедленно, особенно у лиц пожилого возраста. Кроме того, при физическом напряжении у них обнаруживаются нарушения деятельности различных органов и систем, которые в состоянии покоя были скрыты. Вот почему благоприятное субъективное состояние занимающихся, стремящихся увеличить объем своей двигательной активности, нередко основанное лишь на эмоциональном подъеме, не может служить достаточным основанием для повышения интенсивности или учащения занятий.
Нельзя также увеличивать физическую нагрузку в связи с одними только данными о росте двигательных возможностей, так как установлено, что мышечная работоспособность не всегда развивается параллельно с улучшением функционального состояния внутренних органов и общего состояния организма. Иногда высокая мышечная работоспособность маскирует серьезные нарушения внутренних органов, наступившие в результате чрезмерных занятий физическими упражнениями. Из всего этого видно, что первостепенную роль в оздоровлении человека с помощью тех или иных средств физической культуры играет принцип постепенности в повышении общей и индивидуальной физической нагрузки. Поэтому планировать нагрузку следует не только на текущий урок, но и на недельный, месячный, квартальный, годовой и многолетний циклы занятий.
Особенно сложно планировать уровень нагрузки на уроках при многолетних занятиях. В самом деле, после года занятий, когда уровень физического состояния занимающихся значительно возрос, встает вопрос: удерживать ли этот уровень, продолжать ли увеличивать нагрузку или начинать (но когда?) постепенно снижать ее, активно противодействуя хоть и медленному, но, к сожалению, продолжающемуся процессу биологического старения? Здесь еще не все изучено. Ясно одно, увеличивать нагрузку постоянно практически невозможно, мы уже это отмечали. Важно удержать ее на оптимальном уровне, соотнося ее с показателями не только двигательной, но и вегетативной функций и прежде всего кровообращения и дыхания.
Разработанная Киевским НИИ медицинских проблем физической культуры классификация может служить критерием в оценке уровня функционального состояния занимающихся в течение многих лет.
Метки: действие, механизм, отдых
Страницы: 1 2