Восстанавливающее действие отдыха


У лиц старших возрастных групп усиливается восстанавливающее действие отдыха. Объясняется это растущей чувствительностью механизма внутреннего торможения, который ограничивает продол­жающуюся работу, когда она начинает становиться непо­сильной для организма (И. В. Муравов, 1962). Но если пу­тем волевого усилия продолжать работу, восстановитель­ные процессы резко ослабевают. Выполнение последую­щих упражнений становится затрудненным, что снижает уровень двигательных возможностей занимающихся. Вот почему (особенно на первом этапе) в урок нужно вклю­чать упражнения оптимальной длительности, чередуя их с упражнениями, способными стимулировать восстанови­тельные процессы в ходе занятий или кратковременных перерывов.Особенно осторожно следует относиться к увеличению нагрузки, так как расширение функциональных возможно­стей, перестройка деятельности систем организма проте­кают замедленно, особенно у лиц пожилого возраста. Кроме того, при физическом напряжении у них обнару­живаются нарушения деятельности различных органов и систем, которые в состоянии покоя были скрыты. Вот поче­му благоприятное субъективное состояние занимающих­ся, стремящихся увеличить объем своей двигательной активности, нередко основанное лишь на эмоциональном подъеме, не может служить достаточным основанием для повышения интенсивности или учащения занятий.
Нельзя также увеличивать физическую нагрузку в свя­зи с одними только данными о росте двигательных воз­можностей, так как установлено, что мышечная работо­способность не всегда развивается параллельно с улучше­нием функционального состояния внутренних органов и общего состояния организма. Иногда высокая мышечная работоспособность маскирует серьезные нарушения внут­ренних органов, наступившие в результате чрезмерных занятий физическими упражнениями. Из всего этого видно, что первостепенную роль в оздоровлении человека с помощью тех или иных средств физической культуры играет принцип постепенности в по­вышении общей и индивидуальной физической нагрузки. Поэтому планировать нагрузку следует не только на те­кущий урок, но и на недельный, месячный, квартальный, годовой и многолетний циклы занятий.
Особенно сложно планировать уровень нагрузки на уроках при многолетних занятиях. В самом деле, после го­да занятий, когда уровень физического состояния зани­мающихся значительно возрос, встает вопрос: удерживать ли этот уровень, продолжать ли увеличивать нагрузку или начинать (но когда?) постепенно снижать ее, активно противодействуя хоть и медленному, но, к сожалению, продолжающемуся процессу биологического старения? Здесь еще не все изучено. Ясно одно, увеличивать на­грузку постоянно практически невозможно, мы уже это отмечали. Важно удержать ее на оптимальном уровне, со­относя ее с показателями не только двигательной, но и вегетативной функций и прежде всего кровообращения и дыхания.
Разработанная Киевским НИИ медицинских проблем физической культуры классификация может служить кри­терием в оценке уровня функционального состояния за­нимающихся в течение многих лет.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.