Внутренние единство


Вникнем внимательно в сокращенную, ограничен­ную лишь главным содержанием запись – и перед нами встанет существо, одновременно примитивное и сложное, бессильное и неудержимо стремящееся к овладеванию, проявляющее деятельность, с виду разнообразную и кипу­чую, но по существу скудную, внешне хаотическую и бесформенную и вместе с тем полную внутреннего единства. На протяжении 30 минут мы можем насчитать свыше 70 одних лишь главных форм проявления детской активности, 70 коротеньких одноактных пьес, сыгранных в течение получаса на чрезвычайно ограниченной арене. Ребенок не знает в буквальном смысле ни секунды покоя.Таким образом, уже на первых ступенях развития че­ловеческой личности активность выступает как ее основная стихия. При первом взгляде мы получаем впечатление, что эта активность, в какие бы формы она ни облекалась, вся обусловлена случайными внешними моментами или раз­дражениями. Все, что находится в окружении ребенка, влечет к себе его чувственные (сенсорные) и двигатель­ные приборы: он до всего дотрагивается, все хватает, ню­хает, сует в рот, бросает, ко всему тянется, всего требует. В этом поведении ребенка обыкновенно усматривают дей­ствие унаследованных нервных механизмов, служащих целям лишь ориентировки и исследования. Но разве в действительности перед нами только холод­ный испытатель, а не существо, жаждущее обладания и стремящееся к нему, радующееся и довольное, когда оно ему удается, страдающее или приходящее в гнев и ярость, когда терпит неудачу? Дело идет не столько о том, чтобы исследовать швейную машину, спичечную коробку, или ощутить шерсть шкуры, или разглядеть игрушки, сколько о том, чтобы все это захватить и всем завладеть. Деятельностью сенсорных и двигательных аппаратов заполнена значительная часть описанного короткого про­межутка времени. Но ею не исчерпывается содержание да­же этого кратковременного эпизода. Есть нечто, что объе­диняет все разрозненные акты, все многочисленные одно­актные пьесы в одну живую, красочную картину. Это-про­питывающая каждое движение и каждое восприятие эмо­циональность. На протяжении получаса успевает развер­нуться целая шкала разнообразных эмоций – от радости до горестного плача, от легкого замешательства, колебания, удивления до отвращения и гнева. И, подобно проявлениям двигательной энергии, разряды эмоций происходят поры­висто, без задержек, с участием не только выразительных мимических мышц лица, но и с вовлечением многочислен­ных, групп мышц туловища и конечностей.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.