Внешний облик человека
Даже костюм человека и его вещи иногда представляют важную деталь в его характеристике. Возьмем для примера Беликова в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре»: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». Все указанные особенности внешнего облика человека имеют характерологическое значение, не только каждая в отдельности, но и в сочетании одна с другой. Иногда сочетание таково, что эти особенности находятся в полном соответствии между собой. Например, медведеобразная фигура Собакевича очень гармонирует с его медвежьего цвета фраком, длинными рукавами и панталонами. В других случаях внешние черты находятся в дисгармонии, что создает противоречивое впечатление о характере человека. Вот, например, внешний облик лакея Мишеньки в рассказе Чехова «Бабье царство»: «Он ходил всегда как-то особенно, мягко и нежно ступая; глядя при этом на его ноги, руки и наклон головы, можно было подумать, что он это не просто ходил, а учится танцевать первую фигуру кадрили. Несмотря на свои тонкие бархатные усики и красивую, несколько даже шулерскую наружность, он был степенен, рассудителен и набожен, как старик». Чтобы дать ключ к пониманию того, что объединяет эти противоречивые особенности внешнего вида Мишеньки, Чехов называет его человеком «лакейски чистоплотной души». В процессе работы над ролью актеры стремятся к тому, чтобы духовная сущность и внешний облик персонажа представляли единство. К. С. Станиславский писал: «Артист нашего толка должен гораздо больше, чем в других направлениях искусства, позаботиться не только о внутреннем аппарате, создающем процесс переживания, но и о внешнем, телесном аппарате, верно передающем результаты творческой работы чувства — его внешнюю форму воплощения. Но возможность вносить существенные детали в толкование одного и того же образа и выражение этого индивидуального толкования в особой мимике, пантомимике и других внешних проявлениях показывают, что связь между внешним обликом и духовной сущностью человека пластична. Обычно внешний облик человека дает что-то для познания характера лишь в том случае, если имеются и другие проявления характера.
Страницы: 1 2