Умственные задачи и испытание на интеллект
При решении умственных задач, когда испытывается интеллект, рекомендуется не ограничиваться одними результатами, чаще всего выраженными в числовых показателях, а устанавливать качественные особенности процесса решения задачи. Именно эти особенности позволяют сделать вывод о том, что и во время решения задачи по строгой и точной инструкции происходит известная проекция личности в умственную деятельность. В качестве примера анализа личностных показателей при выполнении тестов на интеллект можно привести работу Глэдис Андерсон, проведенную с серией Стенсрорд Бине, показавшую влияние личности на выполнение заданий, как в норме, так и в патологии. При всем критическом отношении к тестам на интеллект интерпретация этих тестов в личностном плане заслуживает внимания.
В современной психологии значительное место уделяется мотивации и направленности мышления. Поскольку мотивация и направленность зависят от индивидуальных особенностей личности, они тем самым могут характеризовать человека. Так, например, проводимое Хилгордом различение импульсивного и реалистического мышления, а также между первичными и вторичными процессами мышления надо понимать не только как общепсихологические закономерности, но и как одно из оснований для характерологического анализа мышления.
Конечно, характерологическое изучение психических процессов не ограничивается теми немногочисленными примерами, которые были приведены из области познавательных процессов. Но приведенного материала достаточно для подтверждения основного положения, доказываемого в этом разделе: каждый психический процесс можно рассматривать характерологически, т. е. как показатель характера.
Следует подчеркнуть, что психический процесс всегда включен в определенную деятельность и направлен на определенный объект. Так, один человек, относящийся к фантазерам, отличается тем, что свою фантазию он осуществляет в области технического изобретательства, в то время как другой, фантазер, живет лишь воображением в мире искусства.
Человека часто характеризует также то, насколько он владеет тем или другим психическим процессом. Так, изучая способности, мы, например, стремимся установить, в какой мере у данного человека развита память как условие усвоения материала; а изучая характер того же человека, мы спрашиваем, насколько глубоко он заинтересован в развитии своей памяти, все ли он сделал для того, чтобы его память соответствовала задаче усвоения материала.
Страницы: 1 2