Умственные задачи и испытание на интеллект


При решении умственных задач, когда испытывается интел­лект, рекомендуется не ограничиваться одними результатами, чаще всего выраженными в числовых показателях, а устанавли­вать качественные особенности процесса решения задачи. Имен­но эти особенности позволяют сделать вывод о том, что и во вре­мя решения задачи по строгой и точной инструкции происходит известная проекция личности в умственную деятельность. В ка­честве примера анализа личностных показателей при выполнении тестов на интеллект можно привести работу Глэдис Андерсон, проведенную с серией Стенсрорд Бине, показавшую влияние лич­ности на выполнение заданий, как в норме, так и в патологии. При всем критическом отношении к тестам на интеллект ин­терпретация этих тестов в личностном плане заслуживает вни­мания.
В современной психологии значительное место уделяется мо­тивации и направленности мышления. Поскольку мотивация и направленность зависят от индивидуальных особенностей лично­сти, они тем самым могут характеризовать человека. Так, напри­мер, проводимое Хилгордом различение импульсивного и реалистического мышления, а также между первичными и вто­ричными процессами мышления надо понимать не только как об­щепсихологические закономерности, но и как одно из оснований для характерологического анализа мышления.
Конечно, характерологическое изучение психических процес­сов не ограничивается теми немногочисленными примерами, ко­торые были приведены из области познавательных процессов. Но приведенного материала достаточно для подтверждения основ­ного положения, доказываемого в этом разделе: каждый психи­ческий процесс можно рассматривать характерологически, т. е. как показатель характера.
Следует подчеркнуть, что психический процесс всегда вклю­чен в определенную деятельность и направлен на определенный объект. Так, один человек, относящийся к фантазерам, отлича­ется тем, что свою фантазию он осуществляет в области техни­ческого изобретательства, в то время как другой, фантазер, жи­вет лишь воображением в мире искусства.
Человека часто характеризует также то, насколько он владе­ет тем или другим психическим процессом. Так, изучая способ­ности, мы, например, стремимся установить, в какой мере у дан­ного человека развита память как условие усвоения материала; а изучая характер того же человека, мы спрашиваем, насколько глубоко он заинтересован в развитии своей памяти, все ли он сделал для того, чтобы его память соответствовала задаче усвое­ния материала.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.