Внедрение в практику здравоохранения научных достижений
У Научно-технический прогресс сопровождается внедрением в практику здравоохранения научных достижений, которые заставляют по-новому рассматривать традиционные нормы медицинской этики. Например, современные возможности реанимации иногда вступают в противоречие с нравственными понятиями, что ставит в тяжелое положение врачей при выполнении ими врачебного долга. Так, с помощью управляемого дыхания и искусственного кровообращения можно сохранить жизнь человеку в течение длительного периода даже при оживлении «до уровня коры», т. е. когда в мозге наступили значительные изменения, влекущие за собой определенную социальную неполноценность личности. В настоящее время имеется много случаев такого оживления, когда люди, не приходя в сознание, живут в реанимационных отделениях неделями и месяцами. Врачи знают о полной бесперспективности медицинской помощи в таких случаях, но не имеют ни морального, ни юридического права отключить аппараты искусственного кровообращения и дыхания, ибо в противном случае действия врачей могут рассматриваться как эвтаназия. В подобных случаях родственники больного нередко обращаются с жалобами на врачей по поводу тяжелых переживаний, которые влекут за собой такие оживления. Vj Серьезные морально-этические проблемы возникают в ряде случаев трансплантации органов и тканей от живых лиц и трупов, при использовании электронно-вычислительных машин в клинической медицине, в работе медико-генетических консультаций и т. д. V Еще более сложные нравственные проблемы порождают ближайшие перспективы развития медицинской науки. Некоторые из них (хирургические и медикаментозные способы управления поведением человека, генная инженерия, искусственное оплодотворение и др.) серьезно беспокоят общественность и являются предметом обсуждения на страницах газет и журналов. Такое беспокойство неслучайно, поскольку применение данных науки на практике, использование научных знаний каждым врачом неразрывно связаны с его моральным обликом, с его нравственностью.
Вопрос о соотношении знаний и нравственности в жизни общества, в воспитании подрастающего поколения, в подготовке любого специалиста длительное время является предметом философских споров. Идеологи буржуазии утверждают, что нравственность всегда отставала от уровня знаний и это отставание в настоящее время становится все более значительным. Одновременно они пытаются провести какую-то грань между знаниями и нравственностью как якобы несовместимыми категориями. Конечно, одни лишь знания автоматически не развивают нравственности, а нравственность не заменит знаний. Известно также, что практическое применение научных открытий в буржуазном обществе может порождать сложные морально-этические проблемы. Так было при открытии способа расщепления атомного ядра и использовании его в США для военных целей.
Метки: здравоохранение, нормы, реанимация
Страницы: 1 2