Внедрение в практику здравоохранения научных достижений


У Научно-технический прогресс сопровождается внедрени­ем в практику здравоохранения научных достижений, кото­рые заставляют по-новому рассматривать традиционные нор­мы медицинской этики. Например, современные возможно­сти реанимации иногда вступают в противоречие с нравствен­ными понятиями, что ставит в тяжелое положение врачей при выполнении ими врачебного долга. Так, с помощью управляемого дыхания и искусственного кровообращения можно сохранить жизнь человеку в течение длительного периода даже при оживлении «до уровня коры», т. е. когда в мозге наступили значительные изменения, влекущие за собой определенную социальную неполноценность личности. В настоящее время имеется много случаев такого оживле­ния, когда люди, не приходя в сознание, живут в реанимаци­онных отделениях неделями и месяцами. Врачи знают о полной бесперспективности медицинской помощи в таких случаях, но не имеют ни морального, ни юридического права отключить аппараты искусственного кровообращения и ды­хания, ибо в противном случае действия врачей могут рассматриваться как эвтаназия. В подобных случаях род­ственники больного нередко обращаются с жалобами на врачей по поводу тяжелых переживаний, которые влекут за собой такие оживления. Vj Серьезные морально-этические проблемы возникают в ряде случаев трансплантации органов и тканей от живых лиц и трупов, при использовании электронно-вычислительных машин в клинической медицине, в работе медико-генетических консультаций и т. д. V Еще более сложные нравственные проблемы порождают ближайшие перспективы развития медицинской науки. Неко­торые из них (хирургические и медикаментозные способы управления поведением человека, генная инженерия, искус­ственное оплодотворение и др.) серьезно беспокоят обще­ственность и являются предметом обсуждения на страницах газет и журналов. Такое беспокойство неслучайно, посколь­ку применение данных науки на практике, использование научных знаний каждым врачом неразрывно связаны с его моральным обликом, с его нравственностью.
Вопрос о соотношении знаний и нравственности в жизни общества, в воспитании подрастающего поколения, в подго­товке любого специалиста длительное время является пред­метом философских споров. Идеологи буржуазии утвержда­ют, что нравственность всегда отставала от уровня знаний и это отставание в настоящее время становится все более значительным. Одновременно они пытаются провести какую-то грань между знаниями и нравственностью как якобы несовместимыми категориями. Конечно, одни лишь знания автоматически не развивают нравственности, а нравствен­ность не заменит знаний. Известно также, что практическое применение научных открытий в буржуазном обществе может порождать сложные морально-этические проблемы. Так было при открытии способа расщепления атомного ядра и использовании его в США для военных целей.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.