Вербализация


Если обратиться к рисунку, то прежде всего встает вопрос, что же в нем можно отнести к проявлениям деятельности первой, а что — второй сигнальной системы? Способность опознать в изображении реальный объект и передать образ какого-то предмета, живого существа на плоскости бумаги представляет собой вырабатываемую, т. е. условнорефлекторную, деятельность. Сам рисунок всегда есть в той или другой мере условное обозначение. Некоторые элементы рисунка ребенок осознает (может дать о них словесный отчет), другие остаются невербализованными. Так, дети младшего дошкольного и подавляющее большинство детей старшего дошкольного возраста не могут сказать, почему выбран тот или другой фон, масштаб рисунка, даже краски («просто так»). Почти всегда, однако, дети могут сказать, что они рисуют, т. е. определить смысловое содержание.
В рисунке можно выделить то, что обусловлено непосредственными впечатлениями ребенка, и то, что является результатом включения деятельности второй сигнальной системы. Конкретный образ и его физические свойства (форма, величина, цвет) воспринимаются и анализируются первой сигнальной системой, ассоциирование опознанного образа с другим также осуществляется первой сигнальной системой, но эти процессы тесно переплетаются с анализом и синтезом вербализованных образов, т. е. с участием второй сигнальной системы.
Ребенок 2 лет провел длинную линию на листе бумаги и сказал: «Дорога!». Здесь один условный знак (линия) был обозначен другим условным знаком (словом). Возникшая ассоциация двух конкретных зрительных образов — линии и дороги — была вербализована, т. е. анализ и синтез на уровне первой сигнальной системы были опосредованы через слово. Мальчик 1 год 10 мес чертил на бумаге красным карандашом хаотические линии, случайно взглянул на дедушку, который с красным после ванны лицом сидел и пил чай, и радостно закричал, показывая на свой рисунок: «Деда! Деда!». Опять два конкретных зрительных образа — красного лица дедушки и красных разводов на бумаге — привели к тому, что второй образ приобрел смысловое значение благодаря участию второй сигнальной системы.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.