Условно-рефлекторные связи


При образова­нии условнорефлекторных связей в лабораторном экспе­рименте при наличии интереса к экспериментальному заданию маскируются проявления слабости возбуждения и торможения по кожно-гальваническому показателю у испытуемых со слабым возбуждением В. С. Мерлин. Проявления подвижности и инертности по тому же показателю маскируются у испытуемых с сильным воз­буждением В. С. Мерлин. Этот путь подавления отрицательных проявлений темперамента мы анализиро­вали также в естественном воспитательном эксперименте по отношению к несдержанным ученикам. Проявление несдержанности удалось надолго и устойчиво подавить потому, что классный руководитель сумел вовлечь уче­ника в интересную и удовлетворяющую его честолюбие работу В. С. Мерлин.
Таким образом, приспособление свойств темперамен­та к противоречащим объективным требованиям дея­тельности возможно в том случае, если мы создаем по­ложительные мотивы и положительное отношение к дея­тельности.
Но и этот путь приспособления ограничен рядом ус­ловий. Во-первых, если свойства темперамента выражены в полярной степени, то они проявляются вопреки всем и всяческим противодействующим мотивам. Во – вторых, даже если проявления темперамент маскируются мотивами, то такая маскировка никогда не имеет универсального характера. В неодинаковой степени по­давляются проявления различных свойств темперамента, и подавляются не все проявления определенного свойства темперамента.
Так, например, у детей старшего дошкольного возра­ста со свойствами холерического темперамента при на­личии интереса к трудовому заданию подавляются про­явления импульсивности при выслушивании инструкции дети внимательно выслушивают до конца инструкцию руководителя. Точно так же подавляются проявления нетерпеливости. Однако аффективные срывы при интере­се к трудовому заданию не подавляются Н. Е. Орлова и Н. И. Гвозденко. В какой степени мотивами и отношениями подавляются проявления темперамента и какие именно проявления подавляются — это в свою очередь зависит от темперамента. Поэтому приспособле­ние таким путем возможно лишь при некотором опре­деленном соотношении требований деятельности и свойств темперамента.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.