Учение об апперцепции


Учение об апперцепцииУчение Г. Лейбница об апперцепции и бессознатель­ном в психологическом аспекте развивает и В. Вундт (1912). Согласно его взгляду, если в концентрических кругах поля сознания акт апперцепции занимает-центральную фиксационную точку наивысшего внимания, та сфера бессознательного начинается вне поля сознания, т. е. ниже его порога. Однако В. Вундт категорически возражал против понимания бессознательного как имею­щего особое психическое содержание: «Низшая граница, нулевая точка степеней сознания есть состояние бессо­знательности. От этого состояния, противостоящего со­знанию как безусловное отсутствие психических связей, следует строго отличать тот факт, что отдельные психи­ческие состояния теряют свойство сознательности… Тот или иной психический элемент, исчезнувший из созна­ния, называется нами бессознательным, поскольку лишь при этом предполагается возможность его возобновле­ния, т. е. новое вступление его в действительную связь психических процессов.Наши знания относительно ставших бессознательны­ми и ограничиваются только этой возможностью их во­зобновления… Те или иные предположения о состоянии бессознательного, или о „бессознательных процессах», допускаемых наряду с данными, как в опыте, процесса­ми сознания совершенно бесплодны для психологии».
В приведенных словах чувствуется осторожность ав­тора и безусловное отрицание психически-бессознатель­ного процесса. Однако взгляды В. Вундта в дальнейшем подверглись эволюции (по данным Ф. В. Бассина). По­зднее он уже признавал «неосознаваемые логические процессы» и даже высказался в одной работе в духе те­леологии, идеализма. Он писал, что наша душа так сча­стливо устроена, что пока она подготавливает важней­шие предпосылки познавательного процесса, мы не полу­чаем о работе, с которой сопряжена эта подготовка, ни­каких сведений. Как постороннее существо, противосто­ит нам эта неосознаваемая творящая для нас душа, ко­торая предоставляет в наше распоряжение только зре­лые плоды проведенной ею работы.
Читая эти строки, невольно вспоминаешь идеологиче­скую оценку философских взглядов В. Вундта, данную В. И. Лениным в книге «Материализм и эмпириокрити­цизм». Помимо интеядектуалистических теорий бессо­знательного, существует и биологически-волюнтаристи­ческое понимание его. В книге «Мир как воля и пред­ставление» LA. Шопенгауер утверждал, что в психике каждого животного и человека господствует неизменное иррациональное начало в виде бессознательной волевой направленности, включающей в себя слепые инстинктив­ные животные влечения.
^Крайний реакционер в философии А. Шопенгауер всячески принижал роль разума познавательных спо­собностей личности и абсолютизировал могущество бессо­знательной воли. К. Фишер (1933) правильно отметил, что Г. Гегель видел сущность вещей в мыслящем разу­ме, а А. Шопенгауер -в слепой воле. Утверждение А. Шопенгауера об ограниченных возможностях и даже бессилии разума неизбежно приводит к мысли о вечном разладе человеческой души, в недрах которой неодоли­мые влечения и инстинкты подчиняют себе познаватель­ное содержание интеллекта, а разум -только покорное орудие бессознательной воли к жизни, которая одинако­во присуща всей природе.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.