Учение об апперцепции
Учение Г. Лейбница об апперцепции и бессознательном в психологическом аспекте развивает и В. Вундт (1912). Согласно его взгляду, если в концентрических кругах поля сознания акт апперцепции занимает-центральную фиксационную точку наивысшего внимания, та сфера бессознательного начинается вне поля сознания, т. е. ниже его порога. Однако В. Вундт категорически возражал против понимания бессознательного как имеющего особое психическое содержание: «Низшая граница, нулевая точка степеней сознания есть состояние бессознательности. От этого состояния, противостоящего сознанию как безусловное отсутствие психических связей, следует строго отличать тот факт, что отдельные психические состояния теряют свойство сознательности… Тот или иной психический элемент, исчезнувший из сознания, называется нами бессознательным, поскольку лишь при этом предполагается возможность его возобновления, т. е. новое вступление его в действительную связь психических процессов.Наши знания относительно ставших бессознательными и ограничиваются только этой возможностью их возобновления… Те или иные предположения о состоянии бессознательного, или о „бессознательных процессах», допускаемых наряду с данными, как в опыте, процессами сознания совершенно бесплодны для психологии».
В приведенных словах чувствуется осторожность автора и безусловное отрицание психически-бессознательного процесса. Однако взгляды В. Вундта в дальнейшем подверглись эволюции (по данным Ф. В. Бассина). Позднее он уже признавал «неосознаваемые логические процессы» и даже высказался в одной работе в духе телеологии, идеализма. Он писал, что наша душа так счастливо устроена, что пока она подготавливает важнейшие предпосылки познавательного процесса, мы не получаем о работе, с которой сопряжена эта подготовка, никаких сведений. Как постороннее существо, противостоит нам эта неосознаваемая творящая для нас душа, которая предоставляет в наше распоряжение только зрелые плоды проведенной ею работы.
Читая эти строки, невольно вспоминаешь идеологическую оценку философских взглядов В. Вундта, данную В. И. Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм». Помимо интеядектуалистических теорий бессознательного, существует и биологически-волюнтаристическое понимание его. В книге «Мир как воля и представление» LA. Шопенгауер утверждал, что в психике каждого животного и человека господствует неизменное иррациональное начало в виде бессознательной волевой направленности, включающей в себя слепые инстинктивные животные влечения.
^Крайний реакционер в философии А. Шопенгауер всячески принижал роль разума познавательных способностей личности и абсолютизировал могущество бессознательной воли. К. Фишер (1933) правильно отметил, что Г. Гегель видел сущность вещей в мыслящем разуме, а А. Шопенгауер -в слепой воле. Утверждение А. Шопенгауера об ограниченных возможностях и даже бессилии разума неизбежно приводит к мысли о вечном разладе человеческой души, в недрах которой неодолимые влечения и инстинкты подчиняют себе познавательное содержание интеллекта, а разум -только покорное орудие бессознательной воли к жизни, которая одинаково присуща всей природе.
Метки: апперцепция, аспект, внимание
Страницы: 1 2