Организаторские таланты


Неоднократно возвращаясь к мысли о необходимости вы­звать к жизни их собственные, из их среды происходящие, орга­низаторские таланты, не жалеть времени и труда на прииска­ние способных организаторов и руководителей84, Ленин раз­носторонне раскрывал содержание и структуру организаторских способностей и талантов, которые считал присущими не каждой личности. Иначе ведь их не надо было бы выискивать и «вызы­вать к жизни» и как можно осторожнее испытывать и распозна­вать. А об этом Ленин говорил много раз85. К числу свойств лич­ности, входящих в организаторские способности, Ленин включал: толковость и распорядительность, знание людей86, «общи­тельность или способность проникать в круги», «способность при­влекать к себе людей».87, трезвость ума, практическую сметку, волевые качества, умение разбираться в людях, умение подхо­дить к людям, способность привлекать к себе людей 88.Для проблемы способностей особо важна характеристика В. И. Лениным Я- М. Свердлова в речи на экстренном заседании ЦИК 18 марта 1919 г. Его замечательный организаторский талант Ленин связывал с «беззаветной преданностью революционному делу», которая «сочеталась со свойством, с умением разбирать­ся в людях, налаживать организационную работу», с «замеча­тельным чутьем практика», с «сочетанием практической трезво­сти и практической умелости, полной связи с массами, с умением их направлять». Но здесь особое значение имеют слова Ленина, что «этот вождь пролетарской революции каждое из своих заме­чательных свойств крупного революционера выковал сам»89. Ленин не только трижды повторил эту мысль в своей речи, но и всесторонне ее обосновал. Вообще во всех приведенных выше высказываниях Ленина о поисках организаторских способностей |и талантов эта идея не отрывалась От необходимости их воспи­тания. Задача развития, воспитания способностей проходит красной нитью во всех высказываниях Ленина о способностях. Способ­ным людям надо помочь «развернуться», их надо «найти, ободрить».
Большое значение придавал В. И. Ленин самому факту нали­чия способностей. Так, ранее, в 1914 г., в статье «Либеральный профессор о равенстве», направленной против Туган-Барановского, он писал: «Когда говорят, что опыт и разум свидетельствуют, что люди не равны, то под равенством разумеют равенство спо­собностей или одинаковость физических сил и душевных способ­ностей людей. Само собой разумеется, что в этом смысле люди не равны. Ни один разумный человек и ни один социалист не за­бывает этого», и далее: «…равенства сил и способностей людей в социалистическом обществе ждать нелепо»90. Это соответству­ет тому пониманию «неравенства», о котором он писал в «Госу­дарстве и революции» в 1917 г. Слово «способности» Ленин выде­лил курсивом, как и слово «одинаковость». Нельзя не отметить в высказывании Ленина и слов «физических сил и душевных спо­собностей», следующих за словом «одинаковость», и через две страницы повторенных: «физических и душевных способностей». Эти слова очень близки словам Маркса, приведенным нами выше в определении способностей: «совокупность физических и духовных способностей». Вряд ли это совпадение формулировок случайно, скорее здесь запавшее в память Марксово определение.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.