Трудовое воспитание
Ребенок уже рано, гораздо раньше, чем обычно думают, начинает ставить перед собой цели. Но цели эти вначале очень близкие («Вот я построю домик», «Нарисую тетю»), мимолетные, смутно сознаваемые, быстро сменяющиеся. Ребенок 6-7 лет уже созрел для того, чтобы труд его мог быть им предварительно продуман, чтобы он выполнялся по некоторому плану, чтобы цели были яснее осознаны и более устойчивы, чтобы задуманное и начатое дело было доведено до конца. В этом направлении надо вести работу со старшей группой. Такая работа имеет решающее значение и для трудового воспитания, и для воспитания дисциплины. Надо вести ее терпеливо, интересно, все время поддерживая в ребенке бодрость, веру в свои силы, в свою способность к лучшему. Вот образец такой работы, который нам дает одна из лучших воспитательниц.«Что ты хочешь сделать?» – спрашивает воспитательница Галю, которая, не подумав, не давая себе отчета, взяла палочку и надевает на нее колеса (вся группа в это время была занята приготовлением игрушек). «Не знаю, чего-нибудь»,- отвечает Галя. «Как же так? – возражает воспитательница.- Ты должна знать, что делаешь. Когда я рисую, я знаю что. Когда твоя мама шьет, она знает – платье или лифчик ей нужно сшить».
Воспитательница помогает ей, продумывает вместе с ней, что делать. Останавливается на грузовике для куклы. Галя заинтересована. Вместе обсуждают, планируют, что нужно для грузовика, Галя все подбирает и теперь уверенно приступает к работе.
Дисциплина как элементарная, которую мы воспитываем уже у маленьких детей, так и сознательная, которую мы постепенно должны развивать у старших, требует повседневного, постоянного упражнения, иначе она не пустит прочных корней. Это упражнение должно найти себе место во всех занятиях ребенка, во всех сторонах его жизни. Уже с ранних лет надо начать следить – и чем старше ребенок, тем настойчивее и последовательнее – за аккуратностью ребенка в уходе за своим телом, в содержании одежды, в обращении с игрушками и материалами (красками, бумагой, глиной), за четкостью и правильностью произношения, за ясностью речи, за добросовестностью выполнения обязанностей, за культурным, вежливым поведением. Во всем этом заложены элементы дисциплины, которые надо умело, с должной постепенностью, с должным тактом укреплять.
Страницы: 1 2