Свобода и ответственность во врачебной деятельности


Нельзя также признать свободным человека, который без всяких ограничений стремится к достижению своих индивидуальных желаний. Человеком могут овладеть необуз­данное честолюбие, стремление к наживе или ложные установки. Будет ли в этом случае человек свободен? Нет, ибо подобные желания приходят в противоречия с принципа­ми коммунистической морали и поэтому они превращаются в оковы личности. Следование необузданным желаниям есть рабство, ограничение их есть свобода, ибо «человек, поняв­ший необходимость ограничения, становится свободным» (М. Пришвин).Главной предпосылкой свободы и действительного осво­бождения человека является достижение такого уровня развития производства, который обеспечит удовлетворение материальных и духовных потребностей всех людей, а следовательно, всестороннее развитие не узкого слоя их, а всех членов общества. На это направлены усилия Коммуни­стической партии, целью которой, как отмечалось на XXVI съезде , является дальнейшее повышение материаль­ного и культурного уровня советского народа.
Социальные аспекты свободы, которая, по выраже­нию К. Маркса, является «украшением человеческой приро­ды», внутренне связаны с жизнедеятельностью человека как существа биологического. Было бы неправильно отрывать свободу социальной жизни человека от состояния его орга­низма, антропологических и психофизиологических особен­ностей. Свобода деятельности человека покоится на земной, естественной, психофизиологической основе, это цветок, который своими корнями уходит в физическую и психиче­скую организацию людей. В силу этого свобода человека определяется не только знанием необходимости и условиями социальной жизни, но и тем, какими психофизиологическими возможностями обладает личность. Поэтому степень и мера выражения свободы человека в условиях нормы и патологии не могут быть одинаковыми. Свобода человека значительно ограничивается, сфера ее проявления сужается, когда проис­ходят нарушения в биосоциальной структуре человека. Бо­лезни, «эти ужасные муки и страдания природы» (Л. Фейербах), связаны с потерей существенно-значимых индивидуаль­ных и общественных связей личности, в силу чего ее сво­бода (свобода творчества, выбора, инициативы, установок) становится урезанной, неполной и в известной мере искажен­ной. Именно в этом смысле надо понимать определение К. Марксом болезни, как стесненной в своей свободе жизни. В противоположность болезни здоровье создает предпо­сылки для свободы проявления биологических и социальных возможностей человека. Здоровье человека означает свобо­ду деятельности, необходимое условие его полноценного участия в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.