Сущность человека


131И вместе с тем, так как сущность человека есть сово­купность общественных отношений, любое свойство лич­ности представляет собой нечто заданное, изменяющееся в зависимости от общественных требований и задач дея­тельности. Поэтому основные вопросы, которые встают перед нами при изучении развития любого свойства лич­ности, а не только темперамента, всегда связаны с проб­лемой взаимосвязи относительно более устойчивых и относительно более изменчивых свойств. Сюда относятся, например, такие вопросы: Какова связь развития и во­спитания личности? Каким образом в деятельности ре­бенка, определяемой целями и условиями воспитания, формируются устойчивые и постоянные свойства, кото­рые в дальнейшем проявляются как внутренние силы развития? Почему при одинаковых целях и чрезвычайно сходных условиях воспитания у разных детей форми­руются разные свойства личности в зависимости от того, на какую психологическую почву, т. е. на какие прису­щие ребенку свойства, падают педагогические воздей­ствия? При изучении взаимоотношения темперамента и лич­ности эта общая проблема приобретает некоторые спе­цифические аспекты. Первый вопрос, который при этом возникает, заключается в том, представляют ли собой свойства темперамента действительно психологические свойства или это только внутренние свойства организма, свойства общего типа нервной системы. В советской физиологии и психологии неоднократно выражалось мнение, что темперамент тождествен обще­му типу нервной системы, или, что свойства темперамента представляют собой лишь проявление общего типа нерв­ной системы Л. Б. Гаккель, Н. К. Канторович. Если эта точка зрения правильна, тогда взаимо­отношения темперамента и личности нельзя рассматри­вать как взаимоотношение различных психологических свойств. В этом случае связь темперамента и личности — это лишь особая форма связи физиологических и психи­ческих свойств человека. Эта проблема не психологи­ческая, а психофизиологическая.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.