Сущность человека
И вместе с тем, так как сущность человека есть совокупность общественных отношений, любое свойство личности представляет собой нечто заданное, изменяющееся в зависимости от общественных требований и задач деятельности. Поэтому основные вопросы, которые встают перед нами при изучении развития любого свойства личности, а не только темперамента, всегда связаны с проблемой взаимосвязи относительно более устойчивых и относительно более изменчивых свойств. Сюда относятся, например, такие вопросы: Какова связь развития и воспитания личности? Каким образом в деятельности ребенка, определяемой целями и условиями воспитания, формируются устойчивые и постоянные свойства, которые в дальнейшем проявляются как внутренние силы развития? Почему при одинаковых целях и чрезвычайно сходных условиях воспитания у разных детей формируются разные свойства личности в зависимости от того, на какую психологическую почву, т. е. на какие присущие ребенку свойства, падают педагогические воздействия? При изучении взаимоотношения темперамента и личности эта общая проблема приобретает некоторые специфические аспекты. Первый вопрос, который при этом возникает, заключается в том, представляют ли собой свойства темперамента действительно психологические свойства или это только внутренние свойства организма, свойства общего типа нервной системы. В советской физиологии и психологии неоднократно выражалось мнение, что темперамент тождествен общему типу нервной системы, или, что свойства темперамента представляют собой лишь проявление общего типа нервной системы Л. Б. Гаккель, Н. К. Канторович. Если эта точка зрения правильна, тогда взаимоотношения темперамента и личности нельзя рассматривать как взаимоотношение различных психологических свойств. В этом случае связь темперамента и личности — это лишь особая форма связи физиологических и психических свойств человека. Эта проблема не психологическая, а психофизиологическая.
Метки: личность, общество, отношенияСтраницы: 1 2