Субъективные психические и объективные процессы
Вопрос о взаимоотношении субъективного и объективного является одним из наиболее важных и наиболее трудных проблем в психологии и психопатологии. У классиков марксизма-ленинизма мы находим многочисленные подтверждения того, что субъективные психические и объективные процессы не являются абсолютно противоположными и не отделены друг от друга непроходимой пропастью, как это утверждают идеалисты.Противоположность материи и сознания имеет абсолютное значение только в пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать первичным и что – вторичным. За этими пределами относительность данного противоположения несомненна (В. И. Ленин). Важность этой философской проблемы подтвердил также И. П. Павлов при получении Нобелевской премии. Он заявил в своей речи, что в сущности нас интересует только одно – наше психическое содержание. Однако механизм его был и остается окутанным для нас глубоким мраком. Все ресурсы человека – искусство, литература, философия и исторические науки – все это соединяется, чтобы бросить луч света в этот мрак. Именно ему, выдающемуся ученому, удалось проникнуть в эту проблему в пределах психофизиологии.
Мы уже указывали, что мысль человека таит в себе реальную возможность отрыва от действительности. Однако общеизвестный факт биологического и социального активного приспособления к среде свидетельствует о повседневном жестком контроле и корригировании мыслей и поведения человека со стороны практики жизни, законов природы и общества.
Как же происходит это непрерывное корригирование субъективного? В бодрственном состоянии сознания личности постоянно действует закономерность перехода объективного содержания внешних явлений в субъективное содержание сознания в головном мозгу и далее – перехода переработанного, преобразованного содержания сознания в различные формы проявления объективной деятельности личности.
Этот необычайно интересный процесс взаимной трансформации совершается у человека ежечасно, ежеминутно, ежесекундно. Водитель, управляющий автомашиной, получив стремительную информацию о грозящей опасности для него или для других, быстро и правильно ориентируясь, моментальным поворотом руля и нажатием тормоза спасает положение. Вся эта трансформация объективного в субъективное и обратно у опытного водителя с хорошей реакцией длится буквально доли секунды. Иначе и не может быть. Сознание – могучее орудие приспособления к окружающей среде, и если бы не было этой1 непрерывной, рефлекторно обусловленной круговой трансформации, взаимоперехода реального и идеального, человек не смог бы преобразовать свою среду.
Таким же способом сознание учится располагать свои пространственные представления предметов друг возле друга, соответственно их расположению во внешнем мире. Подобно этому, сознание располагает и временные представления одно после другого соответственно последовательности явлений в объективном мире (И. М. Сеченов). Здесь обнаруживается важная роль практики, врывающейся в субъективное содержание сознания личности: объективный, постоянный критический контроль практики (обратные связи) приводит данные субъективного отображения в соответствие с объективными фактами и событиями, и тогда субъективное приобретает еще большую объективную значимость и через многократное повторение принимает аксиоматический характер.
Метки: значение, процесс, психика
Страницы: 1 2