Субъективные психические и объективные процессы


Субъективные психические и объективные процессыВопрос о взаимоотношении субъективного и объектив­ного является одним из наиболее важных и наиболее трудных проблем в психологии и психопатологии. У клас­сиков марксизма-ленинизма мы находим многочисленные подтверждения того, что субъективные психические и объективные процессы не являются абсолютно противо­положными и не отделены друг от друга непроходимой пропастью, как это утверждают идеалисты.Противоположность материи и сознания имеет абсо­лютное значение только в пределах основного гносеоло­гического вопроса о том, что признать первичным и что – вторичным. За этими пределами относительность данно­го противоположения несомненна (В. И. Ленин). Важ­ность этой философской проблемы подтвердил также И. П. Павлов при получении Нобелевской премии. Он за­явил в своей речи, что в сущности нас интересует только одно – наше психическое содержание. Однако механизм его был и остается окутанным для нас глубоким мраком. Все ресурсы человека – искусство, литература, филосо­фия и исторические науки – все это соединяется, чтобы бросить луч света в этот мрак. Именно ему, выдающемуся ученому, удалось проникнуть в эту проблему в пределах психофизиологии.
Мы уже указывали, что мысль человека таит в себе реальную возможность отрыва от действительности. Од­нако общеизвестный факт биологического и социального активного приспособления к среде свидетельствует о повседневном жестком контроле и корригировании мыс­лей и поведения человека со стороны практики жизни, за­конов природы и общества.
Как же происходит это непрерывное корригирование субъективного? В бодрственном состоянии сознания лич­ности постоянно действует закономерность перехода объ­ективного содержания внешних явлений в субъективное содержание сознания в головном мозгу и далее – пере­хода переработанного, преобразованного содержания со­знания в различные формы проявления объективной дея­тельности личности.
Этот необычайно интересный процесс взаимной транс­формации совершается у человека ежечасно, ежеминут­но, ежесекундно. Водитель, управляющий автомашиной, получив стремительную информацию о грозящей опасно­сти для него или для других, быстро и правильно ориен­тируясь, моментальным поворотом руля и нажатием тор­моза спасает положение. Вся эта трансформация объек­тивного в субъективное и обратно у опытного водителя с хорошей реакцией длится буквально доли секунды. Ина­че и не может быть. Сознание – могучее орудие приспо­собления к окружающей среде, и если бы не было этой1 непрерывной, рефлекторно обусловленной круговой транс­формации, взаимоперехода реального и идеального, че­ловек не смог бы преобразовать свою среду.
Таким же способом сознание учится располагать свои пространственные представления предметов друг возле друга, соответственно их расположению во внешнем ми­ре. Подобно этому, сознание располагает и временные представления одно после другого соответственно после­довательности явлений в объективном мире (И. М. Сече­нов). Здесь обнаруживается важная роль практики, врывающейся в субъективное содержание сознания личности: объективный, постоянный критический контроль практи­ки (обратные связи) приводит данные субъективного отображения в соответствие с объективными фактами и событиями, и тогда субъективное приобретает еще боль­шую объективную значимость и через многократное по­вторение принимает аксиоматический характер.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.