Субъект познания


Первым таким критерием служит отношение врожденного (но не обязательно наследственного) и приобретенного или био­логического и социального (различие этих двух пар понятий мы уточним в главе 5), по-разному проявляющееся в разных под­структурах. При этом в первую подструктуру, наиболее сущест­венную для личности в целом, входят почти исключительно со­циально обусловленные черты личности (направленность в ее раз­личных формах, отношения, моральные качества). Во второй подструктуре, в которую входят знания, навыки, умения и при­вычки, включающие в себя наряду с личным опытом и социаль­ный, уже отмечается влияние врожденных свойств. Это влияние еще более усиливается в третьей подструктуре, в которую вхо­дят черты личности, зависящие от индивидуальных особенностей процессов как форм отражения действительности. И, наконец, в четвертой подструктуре личности, в которую вхо­дят типологические свойства (черты) личности, врожденность резко преобладает над приобретенностью. Указанный критерий определяет как различение, так и последовательность подструк­тур, расположенных в порядке их «человеческой значимости», хотя в генетическом аспекте их было бы логичнее располагать в обратной последовательности. Эта последовательность помо­гает глубже понять соотношение социального и биологического, не только в личности в целом, но и в подструктурах различных уровней вплоть до отдельных черт личности. Такая субординация: социального и биологического представляет собой одну из си­стем связей в общей структуре личности.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.