Субъект познания
Первым таким критерием служит отношение врожденного (но не обязательно наследственного) и приобретенного или биологического и социального (различие этих двух пар понятий мы уточним в главе 5), по-разному проявляющееся в разных подструктурах. При этом в первую подструктуру, наиболее существенную для личности в целом, входят почти исключительно социально обусловленные черты личности (направленность в ее различных формах, отношения, моральные качества). Во второй подструктуре, в которую входят знания, навыки, умения и привычки, включающие в себя наряду с личным опытом и социальный, уже отмечается влияние врожденных свойств. Это влияние еще более усиливается в третьей подструктуре, в которую входят черты личности, зависящие от индивидуальных особенностей процессов как форм отражения действительности. И, наконец, в четвертой подструктуре личности, в которую входят типологические свойства (черты) личности, врожденность резко преобладает над приобретенностью. Указанный критерий определяет как различение, так и последовательность подструктур, расположенных в порядке их «человеческой значимости», хотя в генетическом аспекте их было бы логичнее располагать в обратной последовательности. Эта последовательность помогает глубже понять соотношение социального и биологического, не только в личности в целом, но и в подструктурах различных уровней вплоть до отдельных черт личности. Такая субординация: социального и биологического представляет собой одну из систем связей в общей структуре личности.
Метки: определение, познание, субъектСтраницы: 1 2