Специфические человеческие качества


Специфические человеческие качестваВ течение 15 лет сотрудники изучают живой плод чело­века, начиная с трехмесячного возраста, изъятый по различным медицинским показаниям. Когда мы смотрим на пятимесячное существо, помещающееся на ладони и весящее всего лишь 500- 600 г и уже имеющее образ человека, то трудно отделаться от впечатления, что это человек. Это существо выражает своей ми­микой абсолютное неудовольствие, что его вынули, плачет и всхлипывает, выражая все специфические человеческие черты неудовольствия и обиды. Как мимика, это специфически чело­веческое качество, могла передаться в генотип, идти через все стадии онтогенеза и стать впоследствии мимикой человека?Следовательно, если взять в сумме всю грандиозную пробле­му теории познания, то нельзя затемнять эту сторону дела пото­му, что она относится к таким свойствам человеческой психики, которые имеют биологическое происхождение» 10.
Близкие мысли развивал и подтверждал фактами и Гезел 11. Мы полностью солидарны с П. К. Анохиным, так же, как и с при­веденными раньше словами С. Л. Рубинштейна. Отрицать врожденность некоторых элементарных способностей, а следо­вательно и элементов структур сложных способностей, так же неправильно, как и признавать врожденными (и тем более на­следственными) все способности.
Многие элементарные общие способности, бесспорно, врож­денны. Ведь не учится же каждый ребенок ощущать зеленый цвет и переживать удовольствие! В элементарных специальных способностях и тем более во всех сложных врожденные способ­ности составляют только основу для формирования приобретен­ных (так же, как безусловнорефлекторная деятельность состав­ляет основу для условнорефлекторной).
Соотношение же врожденного и приобретенного в конкретных и тем более индивидуальных способностях может быть в достаточной мере различным. Чем сложнее структура конкрет­ной способности, тем более в ней приобретенного, условнорефлекторного.
Чтобы не смешивать ряд близких понятий и отчетливее раз­личать отражаемые ими явления, предлагаем такую систему.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.