Способности и сознание
Способности и сознание. Рассматривая способности как соотносительную с данной деятельностью структуру свойств личности и считая, что личность – это человек в его качестве носителя сознания, необходимо остановиться на соотношении способностей и сознания как одной из проблем учения о способностях.
Щрохова, развивая мысли С. Л. Рубинштейна, пишет: «Характерным для сознания является то, что оно есть отражение действительности. Оно характеризуется активным отношением человека к действительности, к самому себе, к своим поступкам и действиям, к деятельности, направленной на достижение поставленных целей. Сознание является способностью человека понимать окружающий мир, процессы, происходящие в нем, свои мысли и действия и свое отношение к миру и себе самому» 19. Мы исходим из того, что сознание не рядоположно с другими психическими явлениями человека, представляет собой некую субстанцию, объединяющую их в одно целое; оно является психической формой отражения действительности, свойственной только человеку. Сознание есть частный случай психики, ее высшая форма, хотя и не все в психике человека является субъективно осознанным. Например, к импульсным действиям, высокоавтоматизированным навыкам неприменимо в полной мере понятие «осознано». Но и эти неосознанные действия являются «редуцированным» сознанием.
Иногда говорят (так говорил и автор этих строк), что сознание есть человеческая психика. Но это не совсем точно. С. Л. Рубинштейн многократно и убедительно показывал, что психика в единстве с субъективным компонентом, познаваемым только самонаблюдением, включает в себя и объективизацию данного субъективного компонента. Он много раз отмечал, что именно в этом сущность психологического принципа единства сознания и деятельности.
Единство, однако, еще не есть тождество, и сознание представляет собой активное начало и контроль деятельности, а не саму деятельность, которая является функцией не только личности, но и человека в целом. Поэтому мы считаем правильным определять сознание как субъективный компонент человеческой психики, в которой не все осознанно. Мы считаем, что сознание как целое имеет семь подструктур, определяемых формами отражения, сложившимися в его генезе. Это прежде всего подструктура простейшей формы эмоционального отражения, наиболее рано появляющейся и в филогенезе, и в онтогенезе. Эта форма отражения не дает еще образов познания внешнего мира, а только простейшие переживания. У человека они проявляются как удовольствие или неудовольствие, успокоение или возбуждение, напряжение или разрешение. Форма отражения порождает также переживания «безотчетного страха», злости, радости и т. п.
Метки: носитель, свойство, сознание
Страницы: 1 2