Способности и сознание


Способности и сознание. Рассматривая способности как соотносительную с данной дея­тельностью структуру свойств личности и считая, что личность – это человек в его качестве носителя сознания, необходимо остано­виться на соотношении способностей и сознания как одной из проблем учения о способностях.
Щрохова, развивая мысли С. Л. Рубинштейна, пишет: «Характерным для сознания является то, что оно есть отражение действительности. Оно характеризуется активным отношением человека к действительности, к самому себе, к своим поступкам и действиям, к деятельности, направленной на достижение по­ставленных целей. Сознание является способностью человека понимать окружающий мир, процессы, происходящие в нем, свои мысли и действия и свое отношение к миру и себе са­мому» 19. Мы исходим из того, что сознание не рядоположно с други­ми психическими явлениями человека, представляет собой некую субстанцию, объединяющую их в одно целое; оно является пси­хической формой отражения действительности, свойственной только человеку. Сознание есть частный случай психики, ее выс­шая форма, хотя и не все в психике человека является субъек­тивно осознанным. Например, к импульсным действиям, высоко­автоматизированным навыкам неприменимо в полной мере поня­тие «осознано». Но и эти неосознанные действия являются «редуцированным» сознанием.
Иногда говорят (так говорил и автор этих строк), что созна­ние есть человеческая психика. Но это не совсем точно. С. Л. Ру­бинштейн многократно и убедительно показывал, что психика в единстве с субъективным компонентом, познаваемым только са­монаблюдением, включает в себя и объективизацию данного субъективного компонента. Он много раз отмечал, что имен­но в этом сущность психологического принципа единства созна­ния и деятельности.
Единство, однако, еще не есть тождество, и сознание пред­ставляет собой активное начало и контроль деятельности, а не саму деятельность, которая является функцией не только лично­сти, но и человека в целом. Поэтому мы считаем правильным определять сознание как субъективный компонент человеческой психики, в которой не все осознанно. Мы считаем, что сознание как целое имеет семь подструк­тур, определяемых формами отражения, сложившимися в его генезе. Это прежде всего подструктура простейшей формы эмоцио­нального отражения, наиболее рано появляющейся и в филоге­незе, и в онтогенезе. Эта форма отражения не дает еще образов познания внешнего мира, а только простейшие переживания. У человека они проявляются как удовольствие или неудоволь­ствие, успокоение или возбуждение, напряжение или разреше­ние. Форма отражения порождает также переживания «без­отчетного страха», злости, радости и т. п.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.