Психические явления
Сделать принципиальный теоретический шаг и по новому, правильно осветить проблему способностей, однако, довелось не Дидро а его ученику – врачу и философу-материалисту Кабанису. Впервые психические явления были поняты не как духовное субстанциональное или феноменальное начало, локализированное в мозгу, а как функции мозга. «Чтобы получить правильную идею о действиях, результатом которых является мысль, мы должны рассматривать мозг как особый орган, специально предназначенный для ее производства, так же как желудок и кишки предназначены для пищеварения, печень -для очищения желчи, слюнные железы – для изготовленияслюны. Впечатления, достигающие мозга, приводят его в деятельное состояние, подобно тому как пищевые подукты, попадая в желудок, вызывают выделения в достаточном количестве желудочного сока и движения, благоприятствующие их растворению»,- утверждал Кабанис3740.О Кабаяисе мнения расходятся, и некоторые философы считают его «классиком вульгарного материализма». Вряд ли это так. Его учение о функциях мозга было, бесспорно, прогрессивным шагом в развитии учения о способностях. Оно нашло дальнейшее развитие у чешского врача Иржи Прохазки (1749-1820). Дав класоическое описание рефлекторной дуги41, Прохазка распространил его на более сложные психические явления и непосредственно связал со способностями. «Приятные или неприятные впечатления, произведенные на внешние органы чувств, должны ощущаться, отличаться одно от другого, сравниваться с прошлыми ощущениями и оцениваться; должно также решаться, чего следует избегать, а что искать и удерживать. Эти необходимые для самосохранения животного и его потомства способности называют душевными функциями, а орган, служащий для этого, есть мозг, объему и сложности которого соответствует степень совершенства душевных функций»42.
Так понятие способностей было окончательно не только связано с понятием психической (душевной) функции, но и отождествлено с последней. Попытки такого отождествления этих понятий имели место и раньше, в частности в спорах представителей ассоциативной психологии, начиная с ее основоположника Гартли, с Христианом Вольфом. Но более всего такому отождествлению понятий способствовала быстро распространившаяся и вызвавшая горячие споры псевдонаучная концепция австрийского анатома Галля (1758-1828) о локализации способностей в различных участках головного мозга – так называемая френология. Потерпев быстро неудачу, френология сыграла и свою положительную роль, заложив начало учению о локализации функций.
Отдельные, изолированные психические функции стали экспериментально изучать Вильгельм Вундт и его ученики в организованной в Лейпциге психологической лаборатории (1879), расширенной вскоре до института и вызвавшей появление многочисленных подобных лабораторий во всем мире. Так начала создаваться функционалистическая концепция в психологии. Для Учения о способностях весьма важно, что этот процесс в дальнейшем совпал с зарождением психологии труда, принявшей на первых этапах форму психотехники, которая рассматривала профессиональные способности как рядололожные отдельные психические функции.
Метки: действие, мозг, явление
Страницы: 1 2