Психические явления


Сделать принципиальный теоретический шаг и по новому, правильно осветить проблему способностей, однако, довелось не Дидро а его ученику – врачу и философу-материалисту Кабанису. Впервые психические явления были поняты не как ду­ховное субстанциональное или феноменальное начало, локали­зированное в мозгу, а как функции мозга. «Чтобы получить пра­вильную идею о действиях, результатом которых является мысль, мы должны рассматривать мозг как особый орган, спе­циально предназначенный для ее производства, так же как же­лудок и кишки предназначены для пищеварения, печень -для очищения желчи, слюнные железы – для изготовленияслюны. Впечатления, достигающие мозга, приводят его в деятельное состояние, подобно тому как пищевые подукты, попадая в желу­док, вызывают выделения в достаточном количестве желудочно­го сока и движения, благоприятствующие их растворению»,- утверждал Кабанис3740.О Кабаяисе мнения расходятся, и некоторые философы счи­тают его «классиком вульгарного материализма». Вряд ли это так. Его учение о функциях мозга было, бесспорно, прогрессив­ным шагом в развитии учения о способностях. Оно нашло даль­нейшее развитие у чешского врача Иржи Прохазки (1749-1820). Дав класоическое описание рефлекторной дуги41, Прохазка рас­пространил его на более сложные психические явления и непо­средственно связал со способностями. «Приятные или неприят­ные впечатления, произведенные на внешние органы чувств, должны ощущаться, отличаться одно от другого, сравниваться с прошлыми ощущениями и оцениваться; должно также решать­ся, чего следует избегать, а что искать и удерживать. Эти необ­ходимые для самосохранения животного и его потомства спо­собности называют душевными функциями, а орган, служащий для этого, есть мозг, объему и сложности которого соответствует степень совершенства душевных функций»42.
Так понятие способностей было окончательно не только свя­зано с понятием психической (душевной) функции, но и отож­дествлено с последней. Попытки такого отождествления этих понятий имели место и раньше, в частности в спорах представи­телей ассоциативной психологии, начиная с ее основоположника Гартли, с Христианом Вольфом. Но более всего такому отождест­влению понятий способствовала быстро распространившаяся и вызвавшая горячие споры псевдонаучная концепция австрийско­го анатома Галля (1758-1828) о локализации способностей в различных участках головного мозга – так называемая френо­логия. Потерпев быстро неудачу, френология сыграла и свою положительную роль, заложив начало учению о локализации функций.
Отдельные, изолированные психические функции стали экспе­риментально изучать Вильгельм Вундт и его ученики в органи­зованной в Лейпциге психологической лаборатории (1879), расширенной вскоре до института и вызвавшей появление мно­гочисленных подобных лабораторий во всем мире. Так начала создаваться функционалистическая концепция в психологии. Для Учения о способностях весьма важно, что этот процесс в дальнейшем совпал с зарождением психологии труда, принявшей на первых этапах форму психотехники, которая рассматривала профессиональные способности как рядололожные отдельные психические функции.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.