Специфика способностей воина и спортсмена
8. Развития волевых качеств спортсмена в соответствии с требованиями волевой подготовки 1Э.
Эти выводы, сделанные на основе многолетних исследований, представляют для нас интерес не только потому, что конкретизируют психологическую подготовку спортсменов, но и потому, что подкрепляют изложенный теоретический взгляд на психологическую подготовку как формирование способностей. Остается сказать, что эффективность психологической подготовки отчетливее всего видна и наиболее убедительно может быть показана именно в условиях спортивных соревнований. Это и было с успехом проведено Ф. Геновым с целым рядом спортсменов, в частности с 35 чемпионами Европы, мира и Олимпийских игр. Как уже говорилось, статья А. А. Смирнова (1961) о психологической подготовке к труду повлекла за собой ряд исследований, проведенных на школьниках. При этом одни, например д. Ф. Шарнин, под психологической подготовкой к труду понимают воспитание у учащегося лишь любви к труду, потребности трудиться 21, т. е. ограничивают ее формированием только трудовой направленности. Другие, например А. К- Перов, правильнее расширяют задачу до формирования «определенного психологического трудового склада», при котором «человек с удовольствием берется за дело, понимает его общественное значение, умеет его быстро и точно выполнять, со страстью и усилием преодолевает посильные для него препятствия, стоящие на пути к цели, доводит начатое дело до конца, наслаждается процессом действия и проявляет инициативу»22. Близкие мысли высказывает и 111. С. Агаев, считая, что психологическая подготовка к труду «означает формирование таких важнейших качеств личности, которые являются условиями успешного выполнения трудовой деятельности, складывающейся в основном из коммунистической преданности, творческой инициативности, физических и умственных способностей» 23.
Страницы: 1 2