Специфика способностей воина и спортсмена


Между психологической подготовкой воина и спортсмена су­ществует много общего, позволяющего опыт, приобретенный у од­них, использовать для других. Но задачи психологической подго­товки спортсмена имеют и свои особенности, определяемые специ­фикой способностей воина и спортсмена. Сказываются и разные подходы исследователей к этой проблеме. Обобщая результаты исследований, П. А. Рудик 18 пришел к выводу, что к специальным (по сравнению с общей физической, технической и тактической подготовкой спортсмена) задачами психологической подготов­ки можно отнести развитие следующих черт:1. Коммунистической идейности, коллективизма, товарищества, разносторонних интересов, правильного отношения и любви к своему делу. Эти данные приводятся и другими авторами, под­тверждая закономерность, отмеченную выше при рассмотрении исследований с позиций психологии спорта (О. А. Черникова, А. Ц. Пуни), педагогической психологии (А. А. Смирнов), авиа­ционной психологии (В. Т. Юсов) и военной психологии.
2. Процессов восприятия, в частности формирование и совер­шенствование специализированных видов восприятия, таких, как «чувство воды», «чувство времени», «чувство дистанции» и т. д. Необходимо отметить, что все эти специфические виды восприя­тий могут входить в психологическую подготовку не только спортсменов: например, «чувство воды» важно для водолазов, а два других «чувства» обязательны для летчиков и шоферов.
3. Внимания, в частности его устойчивости, сосредоточенности, переключения с одного объекта на другой, быстроты мобилиза­ции, способности спортсмена противостоять различным отвлекаю­щим воздействиям.
4. Наблюдательности, умения быстро и правильно схватывать важные особенности спортивных ситуаций, быстро и правильно ориентироваться в ходе спортивного соревнования.
5. Памяти и воображения, в частности способности точно за­поминать, быстро и правильно «схватывать» тактические приемы и комбинации; развитие двигательных представлений спортсмена, необходимых для идеомоторной тренировки и т. д.
6. Наглядно-действенного мышления, способности быстро и правильно оценивать ситуацию соревнований, принимать дейст­венные решения и контролировать свои действия.
7. Способности мобилизовать стенические эмоции, направлен­ные на решение спортивных задач, т. е. способности управлять своими эмоциями в процессе спортивной деятельности.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.