Специфическая роль морали
Во-вторых, индивидуальное нравственное сознание медика формируется под влиянием рациональных знаний о тех нормах и принципах, которые действуют в обществе, разделяются тем или иным классом или социальной группой. Знания о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести играют важную роль в сознании и поведении медицинского персонала. При этом у каждого врача глубина и полнота нравственных знаний различны. Третьим этапом нравственного развития врача как всесторонне развитой личности является превращение знаний в убеждения. Этот процесс представляет собой дальнейшее осознание необходимости нравственных требований, а также переживание их личностного смысла.
Иначе говоря, убеждения – это сплав знаний и чувств. Данное положение имеет особо важное значение в медицинской деятельности, где знание норм и принципов общественной морали должно приобрести для врача личностный смысл. Убеждения становятся основанием для устойчивых качеств поведения врача, они преобразуются в мотивы поведения. Сознание долга, ставшее для врача внутренним убеждением, велением сердца, помогает ему наладить контакт с больным, понять его состояние, мобилизовать его силы на преодоление недуга. Эта сложная структура морального сознания врача определяет и противоречивость форм нравственных межличностных отношений в медицине, осуществляющихся как через рационально-словесную форму, так и путем морального сопереживания. Вот почему нравственный долг врача-это не только умение провести объективно научный анализ состояния больного, но и способность почувствовать его эмоциональное состояние, суметь пережить совместно с больным его болезнь. От этого зависит успех того психотерапевтического воздействия, без которого не может быть результативной даже самая совершенная терапия.
Страницы: 1 2