Сознательное, неосознаваемое и бессознательное


Сознательное, неосознаваемое и бессознательноеНаше сознание отображает в своем содержании ре­альный объективный мир, который есть не что иное, как движущаяся материя. Она движется в пространстве и времени, которые выступают как наиболее важные, объ­ективные и необходимые условия существования мате­рии. Движение всех материальных тел, явлений, процес­сов и всей материи в Целом есть движение в пространст­ве и времени. Все свойства пространства и времени оп­ределяются в конечном счете свойствами материи, ее движением. Эти формы бытия материи неразрывно вза­имно связаны в силу природы самого объективного ма­териального процесса.Объективность пространства и времени не зависит от наших восприятий и мыслительного процесса. Наши субъективные представления о пространстве и времени являются несомненно необходимыми условиями кон­кретного содержания сознания, отображающего реаль­ную действительность. Поэтому и вполне естественно, что нарушение конкретного содержания так или иначе нарушает сохранность наших пространственно-времен­ных переживаний. Богатое содержание переживаемого момента в настоящем субъективно укорачивает время, а скудность приводит к его удлинению.
В воспоминаниях времени, наоборот, необходимо больше времени, чтобы воспроизвести все богатое содер­жание пережитых прошлых событий, и меньше времени для воспроизведения скудных однотонных событий.
Сложные расстройства в виде патологического тор­можения корковых гностических чувств неизбежно при­водят к снижению внутреннего богатства и конкретности содержания в восприятиях, мышлении и действиях лич­ности; возникают переживания чуждости, нереальности, недостоверности и сноподобности всех психических функций предметного сознания, а также нарушается конкретный и достоверно-реальный характер пережива­ний пространства и времени.
В числе условий, способствующих возникновению бреда, оказываются и патологически искаженные пере­живания пространства и времени. И здесь опять-таки новое бредовое содержание сознания имеет в качестве необходимых условий существования патологически из­вращенные восприятия, представления пространства и времени.
Среди философов, впервые представивших в своей системе ведущее место развития сознания и самосозна­ния, необходимо отметить Г. Гегеля. В «Феноменологии духа» он раскрывает процесс развития индивидуального сознания на различных его ступенях, рассматриваемых как сокращенное воспроизведение ступеней, исторически пройденных человеческим сознанием.
Всякое предметное знание, по Г. Гегелю, есть одновременно и знание о себе, поэтому развитие духа идет от сознания к самосознанию. Наше Я и познаваемый предмет составляют единство субъективного и объектив­ного; в этом обнаруживается сущность разума.
Вся «Феноменология духа» имеет целью показать, что «самосознание есть единственная всеобъемлющая реальность» Такая гипертрофия и абсолютизирование сознания с неизбежностью приводят к полному отрыву его от материи, конкретного человека и его мозга.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.