Сознательное биосоциальное существо


Сознательное биосоциальное существоЧеловек – живое сознательное биосоциальное суще­ство, творение неживой и бессознательной природы, су­ществующей независимо от какого бы то ни было духов­ного начала. Это движущаяся, изменчивая субстанция, которая непрерывно развивается и приобретает качест­венно новые формы движения материи. В этой природ­ной субстанции заложены реальные возможности и за­кономерности, которые при соответствующих условиях способствуют зарождению жизни, эволюции биологиче­ского мира вплоть до сознательных существ и человече­ского общества. Процесс филогенетического формирования человека реализовался не тем путем, каким шло развитие ниже­стоящих видов животных. До возникновения человека эволюция по своему характеру была биологической. Но уже в процессе антропогенеза ведущая роль биологиче­ского фактора «снимается» (тем не менее сохраняясь) иным типом закономерности.
В качестве необходимого условия для развития и дальнейшего становления человека и людского коллек­тива вступает в действие и совершенствуется другой тип эволюции – передача от одного поколения людей к по­следующему приобретению опыта, техники, культуры, знаний и образа жизни, хранение этого общечеловече­ского достояния и акселерация всего процесса его созда­ния и накопления. Таким образом, происходит особого типа эволюция, вернее естественноисторический процесс «порождения человека самим собой». Развитие человечества шло главным образом в плане экономических, научно-техни­ческих и культурных приобретений, а не в плане биоло­гических закономерностей, наследственности. Этим са­мым изменяется роль естественного отбора у людей.
Между головным мозгом ископаемого предка людей и мозгом современного человека с точки зрения их био­логического развития больших различий нет, однако ка­кая колоссальная разница между культурой кроманьон­цев и культурой современных людей! В эволюционном процессе обращает на себя внима­ние закономерность последовательного ускорения тем­пов прогресса: в эпоху палеолита потребовались сотни тысяч лет, чтобы техника обработки камня достигла сравнительно высокого уровня, а для того чтобы перей­ти от каменного века (неолита) к атомному, потребова­лось лишь около десятка тысячелетий.
В настоящее время раздаются голоса отдельных уче­ных, которые считают возможным, что за последние 30-40 тысяч лет происходит эволюция морфологиче­ской структуры человеческого мозга (а не только его функциональной перестройки). Но если исключить эту возможность, то не придем ли мы к выводу, что духов­ное развитие человека должно иметь где-то, пусть даже очень далеко, абсолютный предел, положенный приро­дой на заре человеческого существования? Не следует ли допустить обратное, что биологическая эволюция че­ловеческого мозга все же происходит в собственно исто­рическую эпоху?
Такое предположение высказал О. Г. Дробницкий1 в выступлении за круглым столом «Вопросов филосо­фии». По-видимому, он имеет некоторое основание так думать. В процессе индивидуального прижизненного формирования человека при соответствующих средовых условиях обнаруживается носительство унаследованных биологических задатков, следов предшествовавших эта­пов филоонтогенетического развития форм проявления жизни.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.