Сознательное биосоциальное существо
Человек – живое сознательное биосоциальное существо, творение неживой и бессознательной природы, существующей независимо от какого бы то ни было духовного начала. Это движущаяся, изменчивая субстанция, которая непрерывно развивается и приобретает качественно новые формы движения материи. В этой природной субстанции заложены реальные возможности и закономерности, которые при соответствующих условиях способствуют зарождению жизни, эволюции биологического мира вплоть до сознательных существ и человеческого общества. Процесс филогенетического формирования человека реализовался не тем путем, каким шло развитие нижестоящих видов животных. До возникновения человека эволюция по своему характеру была биологической. Но уже в процессе антропогенеза ведущая роль биологического фактора «снимается» (тем не менее сохраняясь) иным типом закономерности.
В качестве необходимого условия для развития и дальнейшего становления человека и людского коллектива вступает в действие и совершенствуется другой тип эволюции – передача от одного поколения людей к последующему приобретению опыта, техники, культуры, знаний и образа жизни, хранение этого общечеловеческого достояния и акселерация всего процесса его создания и накопления. Таким образом, происходит особого типа эволюция, вернее естественноисторический процесс «порождения человека самим собой». Развитие человечества шло главным образом в плане экономических, научно-технических и культурных приобретений, а не в плане биологических закономерностей, наследственности. Этим самым изменяется роль естественного отбора у людей.
Между головным мозгом ископаемого предка людей и мозгом современного человека с точки зрения их биологического развития больших различий нет, однако какая колоссальная разница между культурой кроманьонцев и культурой современных людей! В эволюционном процессе обращает на себя внимание закономерность последовательного ускорения темпов прогресса: в эпоху палеолита потребовались сотни тысяч лет, чтобы техника обработки камня достигла сравнительно высокого уровня, а для того чтобы перейти от каменного века (неолита) к атомному, потребовалось лишь около десятка тысячелетий.
В настоящее время раздаются голоса отдельных ученых, которые считают возможным, что за последние 30-40 тысяч лет происходит эволюция морфологической структуры человеческого мозга (а не только его функциональной перестройки). Но если исключить эту возможность, то не придем ли мы к выводу, что духовное развитие человека должно иметь где-то, пусть даже очень далеко, абсолютный предел, положенный природой на заре человеческого существования? Не следует ли допустить обратное, что биологическая эволюция человеческого мозга все же происходит в собственно историческую эпоху?
Такое предположение высказал О. Г. Дробницкий1 в выступлении за круглым столом «Вопросов философии». По-видимому, он имеет некоторое основание так думать. В процессе индивидуального прижизненного формирования человека при соответствующих средовых условиях обнаруживается носительство унаследованных биологических задатков, следов предшествовавших этапов филоонтогенетического развития форм проявления жизни.
Метки: природа, существо, творение
Страницы: 1 2