Уменьшение работо­способности


В процессе тренировки, как правило, наступает утом­ление. Оно обозначает временное уменьшение работо­способности, выражающееся в снижении количества и ка­чества работы, ухудшении координации рабочих функций и т. д. В деятельности групп здоровья допускается неболь­шое или умеренное утомление в отличие от тренировки спортивной, связанной с максимальными физическими на­грузками, близкими к пределу функциональных возмож­ностей организма.О степени утомления, а следовательно, и соответствен­ном регулировании нагрузки, позволяет судить нижепри­веденный примерный образец внешних признаков утом­ления, разработанный В. Н. Коваленко и Л. И. Жариковым (1969). Физические упражнения и эмоции, связанные с их выполнением. Считается, что эмоции возникают в результате возбуж­дения, которое охватывает многие отделы мозга – ряд нервных образований в лимбической коре, гипоталамическую область, ретикулярную формацию и более или ме­нее широко кору больших полушарий. Возникновение эмо­ционального возбуждения могут вызвать изменения в со­ставе крови, интерорецептивные раздражения, внешняя среда. При этом возбуждаются центры вегетативной нерв­ной системы и усиливается деятельность эндокринных же­лез, особенно надпочечников. Это определяет генерализо­ванный характер эмоциональных изменений в организме, связанных с рефлекторными актами и меняющих их про­текание (П. К. Анохин, 1968).
В любом руководстве по физической культуре для разных возрастных групп подчеркивается значение поло­жительных эмоций для достижения целей физического воспитания. Здесь спорить не приходится. Вопрос лишь в том, какой степени выраженности должно быть эмоцио­нальное возбуждение, поскольку оно является дополни­тельной нагрузкой, которую необходимо дозировать, по­добно тому, как дозируется мышечная нагрузка. Зани­маясь с людьми среднего и пожилого возраста, необхо­димо постоянно помнить, что эмоции меняют работоспо­собность человека, и учитывать это при планировании за­нятий. С одной стороны, повышение работоспособности предоставляет возможность выполнить большую по объему и интенсивности мышечную работу, что повышает эффек­тивность тренировочного процесса; с другой – рост объ­ема и интенсивности нагрузки при чрезмерных, неуправ­ляемых эмоциях может скрадывать, делать незаметным наступление критической нагрузки, часто приводящей к срыву деятельности важнейших систем организма или к так называемому явлению перетренированности, свойст­венной как молодым спортсменам, так и пожилым физ­культурникам.
Между тем слабая эмоциональная окраска урока сни­жает его эффективность в противоположность высокоэмо­циональным занятиям, иначе говоря, эмоциональный фон усиливает влияние упражнений. Замечено, что эмоцио­нальное возбуждение более активно проявляется при игровой форме проведения занятий, музыкальном сопро­вождении, умелом акцентировании выразительности, пла­стичности движений. Под игровой формой проведения урока мы понимаем не насыщение его различными по­движными или спортивными играми (они могут быть со­ставной частью урока), а использование принципа игры при выполнении самых различных физических упражнений. Так, например, бег можно использовать и как элемент детской игры в пятнашки, и как бег за лидером или бег, в процессе которого нужно следить за действием препо­давателя и его командами, изменяя направление, искать партнера, преследовать «противника», преодолевать ди­станцию определенным способом и т. п.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.