Создание трудовой атмосферы
Большое значение для создания трудовой атмосферы и воспитания дисциплины имеет внешняя обстановка детского сада, его оформление, аккуратное содержание помещения, гигиеническое оборудование мебели, отсутствие в ней всего лишнего. Еще большее дисциплинирующее значение имеет внутренний порядок жизни – строго выдержанный режим дня. Режимом разумным, дисциплинирующим будет такой режим, в котором правильное чередование труда и отдыха, занятий, требующих напряжения, и занятий, не связанных с большой тратой сил, сочетается с известной гибкостью, с пониманием того, что бывают условия (увлечение детей игрою, интересная прогулка, увлекательный рассказ), когда можно и должно на 5-10, минут отступить от установленного режима. Но всякое такое отступление не должно быть произвольно, оно должно быть разумно обосновано.Личность воспитательницы, начиная с ее внешности, аккуратности туалета, спокойных, размеренных движений, четкости и выразительности речи и кончая ее обращением с детьми, имеет огромное влияние на воспитание у детей дисциплины. В обращении воспитательницы с детьми приветливость и шутка должны сочетаться с серьезностью, справедливость с настойчивой требовательностью, ласковость с отсутствием слащавости.
Предъявляя маленькому ребенку определенные требования, осуждая его или хваля, воспитатель не должен прибегать к длинным объяснениям, к многословным рассуждениям. Особенно надо остерегаться, запрещая что-либо маленькому ребенку, пугать его опасностью заболевания («Надень галоши, а то простудишься» и т. д.). Такой прием вдвойне вреден: во-первых, страх всегда плохой союзник в деле воспитания, во-вторых, ребенок на личном опыте легко может убедиться в преувеличенности опасений воспитателя и потерять к нему доверие. Требование воспитателя, его запрет, осуждение или похвала должны быть всегда выражены в краткой, убедительной форме («Ты должен садиться за стол с чистыми руками», «Нельзя шуметь, когда другие работают», «Сегодня ты хорошо нарисовал, но ты можешь еще лучше рисовать» и т. п.). Во всех подобных случаях воспитатель не должен добиваться понимания ребенком причин и мотивов, предъявляемых к нему требований, а должен опираться на свой авторитет, на внушаемость и подражательность ребенка, на присущее каждому ребенку стремление стать лучше, красивее, сильнее.
Метки: атмосфера, дисциплина, значение
Страницы: 1 2