Эволюция вопросов у детей


Периодом, когда ребенок становится неистощимым в своих вопросах, которыми он засыпает окружающих, на­стоящим периодом вопросов является возраст от 3 до 5 лет.Обычно от первых вопросов: «Что такое?», «Как назы­вается?», носящих формальный характер, ребенок перехо­дит к вопросам: «Почему?», «Для чего?», стремящимся проникнуть глубже в окружающее.
В самых общих чертах эволюция вопросов у нашей де­вочки рисуется в следующем виде: в возрасте от 1,6- 2,0 запись вопросов очень скудная, они все носят характер информационный. Около 80% вопросов касаются место­нахождения близких, окружающих лиц («Где мама?», «Где папа?» и т. д.).
В возрасте 2-3 лет количество вопросов значительно возрастает; 75% касаются лиц и направлены к выясне­нию их действий или местонахождения, и только 25% имеют своим содержанием вещи.
С конца третьего года (2,9) появляются вопросы о времени.
Следующий год, от 3 до 4, являлся у нашей девочки периодом пышного расцвета вопросительной формы речи; количество их так велико, что зафиксировать их полностью представилось делом совершенно невозможным.
В одной стенографической записи всех высказываний ребенка (с 2 часов дня до 7 часов вечера), относящейся к возрасту 3,3, из общего числа 766 предложений 122, т. е. 16%, составляют вопросы.
Помимо обилия вопросов, выступает в этом периоде чрезвычайное разнообразие их. Вопросы о месте и фор­мальных сведениях отступают на задний план, а на перед­ний выступают вопросы о качествах и свойствах. Появ­ляются вопросы производственного характера («Из чего делают соль, чашки?» и т. д.), вопросы, вызванные современностью («Я октябренок?», «Где Ленин?» и т. д.).
Интересы ребенка обращены не только к близким, но и к более далеким предметам. Появляются впервые во­просы космогонического характера: «Откуда небо появи­лось?», «Почему месяц круглый?», «Есть у месяца ноги?» и т. д., вопросы классификации: « Теленок – это корова?», «Жеребенок – это лошадь?», «Что такое дом?», «Но­жик – это посуда?».
К концу четвертого года, как уже было отмечено, про­является интерес к вопросам о смерти и рождений. В это время начинают все чаще попадаться вопросы «Почему?». Однако последние составляют еще не более 8-9% общего числа вопросов.
Основные черты мыслительной деятельности ребенка, о которых была выше речь, аутизм и синкретизм, наклады­вают свою печать и на его вопросы.
Когда ребенок спрашивает «почему?», он не ищет объ­ективных, логических причин, лежащих вне человека и независимых от его личных желаний; он чаще всего пред­полагает, что за каждым явлением скрыты внутренние мотивы и влечения, сходные с теми, которые он находит у себя, и, с другой стороны, он сплошь и рядом довольст­вуется установлением самых поверхностных связей, са­мых произвольных аналогий. Эту стадию мышления Пиаже называет предпричинным мышлением. Она длится, по Пиаже, вплоть до 8 лет, когда начинается новая эра – причинного, объективно-логического мышле­ния.

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.