Эволюция вопросов у детей


Анализ детских вопросов дал возможность Пиаже’ вскрыть одну черту, характерную для детского миропони­мания или мироощущения,- черту, уже отмеченную при изложении развития детской речи. Орудием» усвоения речи, в особенности тонких изменений составляющих ее слов, как мы видели, служит широко используемый ре­бенком метод аналогии. Ребенок не признает исключений, его правила строги и всеобъемлющи. Таково же отноше­ние ребенка ко всему миру окружающих его явлений.
Для ребенка не существует ничего случайного, он по­тому и неистощим в своих «почему», что он не признает возможности ничем не мотивированного случая, как не признает в речи исключений: «Почему у нас не течет река?» (Пиаже), «Почему все дети старше меня?», «По­чему я одна девочка?», «Почему фиалка маленькая, а роза большая?» (наша девочка) и др. За всем скрывается для ребенка какое-то намерение, какая-то цель – его «поче­му?» часто равнозначаще «для чего?». В этом смысле вопросы ребенка являются наивно телеологическими, так как они исходят из той предпосылки, что всякий предмет или явление направлены к удовлетворению чьей-то по­требности («Почему появилось солнышко?», «Чтобы мы могли гулять?»).
Я должен ограничиться этим кратким изложением не­которых основных выводов, к которым приходит Пиаже на основании своих исследований детских вопросов.
Эти выводы нуждаются в оговорках. Нет сомнения, что Пиаже недооценил роль окружающей ребенка социальной среды и системы воспитания. Когда Пиаже утверждает, что ребенок до 7 лет неспособен к социальной, коллектив­ной деятельности и что до 7 лет речь не является у ребен­ка орудием социального общения, то это утверждение находится в явном противоречии с фактами, устанавли­ваемыми как индивидуальными, так и коллективными на­блюдениями над детьми в наших учреждениях как раннего детства, так и дошкольных.
Можно с полным основанием предположить, что на выводы Пиаже большое влияние оказал не столько, как он предполагает, возраст наблюдавшихся его сотрудниками детей, сколько организация среды и системы педагогики в детском доме (в Женеве), в котором дети находились. Мы видим из материала Ш. Бюлер, почерпнутого из жизни американских детских учреждений, что уже в очень ран­нем возрасте дети проявляют не только социальные вле­чения, но и социальные умения, что даже едва зарождаю­щийся язык слов и в особенности язык жестов и мимики ребенок пускает в ход как социальное орудие по преиму­ществу.

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.