Закаляющим средством является прохладный и холодный воздух, и мы должны использовать его и в ненастные и в морозные дни. Если законом физического воспитания является енседневное пребывание в течение 3-4 часов на открытом воздухе, то в интересах закаливания этот закон, по возможности, не должен нарушаться в любое время года. У нас есть воспитатели, которые доказывают, что при внимательном оборудовании участка и умелой организации подвижных игр и занятий дети могут даже в морозные зимние дни проводить достаточно времени на открытом воздухе, укрепляя и закаляя свои силы. Для иллюстрации приведу выдержки из дневника воспитательниц детского сада Свердловска. «28.ХН. Температура – 22°. Дети наполовину ослабленные, предрасположенные к туберкулезу. Перед прогулкой смазываем щеки вазелином. Дети одеты тепло, у всех валенки и теплые рукавицы. Продолжительность прогулки 2 часа (от 10 ч. 30 м. до 12 ч. 30 м.). Настроение после прогулки бодрое, ншзнерадостное. Дети с большим аппетитом обедали, скоро уснули». Возможность такой длительной прогулки достигалась не только умелым оборудованием участка, разнообразным и правильным набором игр, но и умелым и внимательным уходом за отдельными детьми, сменой одних занятий другими. «2.11. Температура – 30°. Небольшой ветер. Пяти-шестилетние ослабленные дети. Одежда теплая, удобная. Нет лишнего укутывания. Прогулка от 11 ч. 30 м. до 12 ч. 30 м. После игр дала лопатки и метелки, и дети занимались по своему выбору. Самочувствие после прогулки прекрасное, сон тоже. Настроение после сна бодрое». При продуманной, хорошо поставленной организации можно использовать пребывание на Воздухе зимой как важнейший оздоровительный и закаливающий фактор. Можно привести поразительные данные из опыта детских садов нашего Крайнего Севера, за полярным кругом, где морозы доходят до -60°. И там внимательное отношение отдельных воспитателей дало возможность .детям, конечно благодаря их закаленности, даже при -,55° пользоваться открытым воздухом. Закаливающее значение имеет дневной сон зимой на открытом воздухе. Многие воспитатели считают, что если нет мешков, то зимой сон на воздухе невозможен. Опыт показал, что при известном старании можно обойтись без мешков, при помощи двойных одеял, устроив для прикрытия головы специальный ватный капор. Что касается внешней температуры, то для дошкольного возраста при тихой погоде сон на воздухе может быть при -20°, а когда дети достаточно закалены – даже при – 25°.
Закаляющим средством является прохладный и холодный воздух, и мы должны использовать его и в ненастные и в морозные дни. Если законом физического воспитания является енседневное пребывание в течение 3-4 часов на открытом воздухе, то в интересах закаливания этот закон, по возможности, не должен нарушаться в любое время года. У нас есть воспитатели, которые доказывают, что при внимательном оборудовании участка и умелой организации подвижных игр и занятий дети могут даже в морозные зимние дни проводить достаточно времени на открытом воздухе, укрепляя и закаляя свои силы. Для иллюстрации приведу выдержки из дневника воспитательниц детского сада Свердловска. «28.ХН. Температура – 22°. Дети наполовину ослабленные, предрасположенные к туберкулезу. Перед прогулкой смазываем щеки вазелином. Дети одеты тепло, у всех валенки и теплые рукавицы. Продолжительность прогулки 2 часа (от 10 ч. 30 м. до 12 ч. 30 м.). Настроение после прогулки бодрое, ншзнерадостное. Дети с большим аппетитом обедали, скоро уснули». Возможность такой длительной прогулки достигалась не только умелым оборудованием участка, разнообразным и правильным набором игр, но и умелым и внимательным уходом за отдельными детьми, сменой одних занятий другими. «2.11. Температура – 30°. Небольшой ветер. Пяти-шестилетние ослабленные дети. Одежда теплая, удобная. Нет лишнего укутывания. Прогулка от 11 ч. 30 м. до 12 ч. 30 м. После игр дала лопатки и метелки, и дети занимались по своему выбору. Самочувствие после прогулки прекрасное, сон тоже. Настроение после сна бодрое». При продуманной, хорошо поставленной организации можно использовать пребывание на Воздухе зимой как важнейший оздоровительный и закаливающий фактор. Можно привести поразительные данные из опыта детских садов нашего Крайнего Севера, за полярным кругом, где морозы доходят до -60°. И там внимательное отношение отдельных воспитателей дало возможность .детям, конечно благодаря их закаленности, даже при -,55° пользоваться открытым воздухом. Закаливающее значение имеет дневной сон зимой на открытом воздухе. Многие воспитатели считают, что если нет мешков, то зимой сон на воздухе невозможен. Опыт показал, что при известном старании можно обойтись без мешков, при помощи двойных одеял, устроив для прикрытия головы специальный ватный капор. Что касается внешней температуры, то для дошкольного возраста при тихой погоде сон на воздухе может быть при -20°, а когда дети достаточно закалены – даже при – 25°.