Сфера педагогики


вильной постановки педагогического опыта, ни правильных выводов из него. Знание очень ценно: оно не только предо­храняет педагога, как правильно указывает К. Д. Ушинский, от заведомо порочных экспериментов и ложных ме­тодов,- оно не дает рассеиваться энергии воспитателя, на­правляя ее по определенному руслу, оно сокращает путь опыта.
Но кроме знаний для правильного решения проблемы педагогического опыта необходимо еще нечто как будто очень простое, что оплодотворяет само знание. Это нечто всегда во власти и в распоряжении педагога и вместе с тем далеко не всеми и не в полной мере используется. Это – размышление. Когда гениального математи­ка и физика Ньютона спросили, каким образом ему уда­лось в течение короткой жизни достигнуть великих резуль­татов, он ответил: «Я постоянно размышлял над теми во­просами, которые я себе ставил». Конечно, нужны гении для того, чтобы долгие усилия мысли привели к великим открытиям, но усилие мысли необходимо и рядовому ра­ботнику, для того чтобы создать нечто ценное, нужное.
Итак, вот первое простое положение, которое я выдви­гаю как основное, как ключ к пониманию и плодотворному решению проблемы педагогического опыта: педагог, кото­рый хочет быть не простым ремесленником, а воспитателем в подлинном смысле этого слова, должен прежде всего учиться дисциплинировать свою мысль, заставлять ее по­долгу упорно работать в определенном направлении, со­средоточивать свое внимание на том вопросе, который дол­жен найти разрешение в данном опыте, и не ослаблять его до тех пор, пока тот или иной ответ не будет найден.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.