Сфера педагогики
вильной постановки педагогического опыта, ни правильных выводов из него. Знание очень ценно: оно не только предохраняет педагога, как правильно указывает К. Д. Ушинский, от заведомо порочных экспериментов и ложных методов,- оно не дает рассеиваться энергии воспитателя, направляя ее по определенному руслу, оно сокращает путь опыта.
Но кроме знаний для правильного решения проблемы педагогического опыта необходимо еще нечто как будто очень простое, что оплодотворяет само знание. Это нечто всегда во власти и в распоряжении педагога и вместе с тем далеко не всеми и не в полной мере используется. Это – размышление. Когда гениального математика и физика Ньютона спросили, каким образом ему удалось в течение короткой жизни достигнуть великих результатов, он ответил: «Я постоянно размышлял над теми вопросами, которые я себе ставил». Конечно, нужны гении для того, чтобы долгие усилия мысли привели к великим открытиям, но усилие мысли необходимо и рядовому работнику, для того чтобы создать нечто ценное, нужное.
Итак, вот первое простое положение, которое я выдвигаю как основное, как ключ к пониманию и плодотворному решению проблемы педагогического опыта: педагог, который хочет быть не простым ремесленником, а воспитателем в подлинном смысле этого слова, должен прежде всего учиться дисциплинировать свою мысль, заставлять ее подолгу упорно работать в определенном направлении, сосредоточивать свое внимание на том вопросе, который должен найти разрешение в данном опыте, и не ослаблять его до тех пор, пока тот или иной ответ не будет найден.
Страницы: 1 2