Сфера педагогики
После этих общих соображений мы можем перейти к рассмотрению проблемы опыта в сфере педагогики.Нет сомнения, что из различных видов человеческой деятельности педагогический процесс – процесс воспитательного воздействия – является одним из самых сложных. Проблема педагогического опыта требует поэтому с особенной настойчивостью теоретического, научного освещения.
К сожалению, приходится констатировать, что именно в педагогической литературе проблема опыта, его сбора, изучения и возможного обобщения не только не разрабатывалась, но и не освещалась. Может быть, указанные два обстоятельства – чрезвычайная сложность педагогического процесса и совершенная неразработанность проблемы педагогического опыта и путей его исследования – являются причиной того, что некоторые наши выдающиеся педагоги проявляют к педагогическому опыту излишнюю настороженность и готовы даже усомниться в возможности его использования.
Интересны высказывания Н. К. Крупской о педагогическом опыте. Решающую роль в педагогическом опыте и в его использовании она отводит личности педагога, его способности вдумчиво относиться к переживаниям ребенка, чутко их улавливать.
«Что такое, – спрашивает Надежда Константиновна,- педагогический опыт? Запас известных наблюдений над внутренней жизнью ребенка, обобщение этих наблюдений. Для того чтобы они имели цену, надо, чтобы педагог был чутким психологом, который умел бы видеть, умел бы подсмотреть, что делается в душе ребенка… При этом необходима полная объективность, а затем надо уметь делать из данных фактов надлежащий вывод»
Одного только теоретического знания недостаточно для правильного решения проблемы педагогического опыта. Теоретическое знание не только психологии, но и других наук – анатомии и физиологии ребенка, которые являются азбукой для понимания развития и правильного воспитания, гигиены, психоневрологии,- не гарантирует.
1 Н. К. Крупская. Народное образование, изд. 2. Берлин, Государственное издательство РСФСР, 1922.
Метки: деятельность, педагогика, проблема
Страницы: 1 2