Роль зрения в развитии высшей нервной деятельности
В течение жизни человека вырабатываются условные или приобретенные рефлексы, они возникают при определенных условиях и исчезают, если эти условия меняются. Условные рефлексы вырабатываются в головного мозга, их образование возможно только при достаточно хорошо развитой коре, а так как кора головного мозга совершенствуется постепенно, то постепенно формируется и рефлекторная деятельность ребенка.
В период утробного развития все рефлексы, возникающие от раздражения любого участка кожных покровов плода, носят спинальный (спинномозговой) характер. Они отличаются распространенностью. У новорожденных и детей первых месяцев жизни остается еще известная склонность к распространению рефлексов: если вызвать коленный рефлекс, то сокращаются все мышцы ноги и даже мышцы другой ноги. Болевые и тактильные раздражения не локализуются: укол, прикосновение холодного или горячего вызывают общую двигательную реакцию. Все это свидетельствует о недостаточном функционировании головного мозга, слабом развитии его анализаторской деятельности и преобладающем влиянии спинного мозга и подкорки.
Физиологическая деятельность головного мозга изучена великим русским физиологом И. П. Павловым методом условных рефлексов. У детей высшую нервную деятельность изучал Н. И. Красногорский.
Развитие условных рефлексов у детей тесно связано с внешними (через экстерорецепторы) и внутренними (через интерорецепторы) раздражителями. У новорожденного кора головного мозга в функциональном отношении развита слабо и она мало воспринимает внешние раздражители. В силу этого всякое чрезмерно сильное раздражение вызывает тормозное состояние, т. е. сон.
Страницы: 1 2