Роль зрения в развитии высшей нервной деятельности


В течение жизни человека вырабатываются условные или приобретенные рефлексы, они возникают при опре­деленных условиях и исчезают, если эти условия меня­ются. Условные рефлексы вырабатываются в голов­ного мозга, их образование возможно только при доста­точно хорошо развитой коре, а так как кора головного мозга совершенствуется постепенно, то постепенно фор­мируется и рефлекторная деятельность ребенка.
В период утробного развития все рефлексы, возни­кающие от раздражения любого участка кожных покро­вов плода, носят спинальный (спинномозговой) харак­тер. Они отличаются распространенностью. У новорож­денных и детей первых месяцев жизни остается еще известная склонность к распространению рефлексов: если вызвать коленный рефлекс, то сокращаются все мышцы ноги и даже мышцы другой ноги. Болевые и тактильные раздражения не локализуются: укол, при­косновение холодного или горячего вызывают общую двигательную реакцию. Все это свидетельствует о недо­статочном функционировании головного мозга, слабом развитии его анализаторской деятельности и преобла­дающем влиянии спинного мозга и подкорки.
Физиологическая деятельность головного мозга из­учена великим русским физиологом И. П. Павловым методом условных рефлексов. У детей высшую нервную деятельность изучал Н. И. Красногорский.
Развитие условных рефлексов у детей тесно связано с внешними (через экстерорецепторы) и внутренними (через интерорецепторы) раздражителями. У новорож­денного кора головного мозга в функциональном отно­шении развита слабо и она мало воспринимает внешние раздражители. В силу этого всякое чрезмерно сильное раздражение вызывает тормозное состояние, т. е. сон.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.