Режим труда и отдыха
РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА
Труд рассматривается с позиций органического единства социального биологического, так же как и понятия «трудоспособность» и «работа и способность».
Трудоспособность же зависит от состояния организма, его нервной системы, в первую очередь условнорефлекторной деятельности коры головного мозга, от состояния возбудительного и тормозных процессов и их соотношений, а также от процессов концентрации, иррадиации. Изменение стойкости условных рефлексов ведет к снижению и даже к потере трудоспособности, утомлению и переутомлению.
Характерными чертами утомления по А. А. Ухтомскому являются: а) неспособность удерживать в достаточной степени внимание к работе и обстановке; б) расстройство координации в поведении и прежде всего расстройство функции торможения; в) неспособность к созданию и усвоению новых полезных навыков; г) расстройство старых автоматических навыков и снижение творческой активности.
Мышечная деятельность, как правило, способствует успешному физическому развитию подростков, одновременно увеличивая продуктивность умственной работы.
Механизмы чередования различных видов деятельности наиболее полно представлены в работах И. М. Сеченова.
Мышечная деятельность складывается из динамического и статического компонентов. При динамической работе происходит сокращение мышц, способствующее усилению кровообращения. При статической работе отдельные мышцы находятся в длительном напряжении, что оказывает тормозящее действие на кровообращение. Статическая работа значительно утомительнее, чем динамическая, и часто сопровождается болезненными ощущениями в мышцах. Чем больше выражен статический компонент, тем более неблагоприятно действие работы, тем коэффициент полезного действия ниже, тем хуже влияние такой работы на центральную нервную, сердечно-сосудистую системы и систему дыхания. Однако при этом статическое усилие вызывает незначительное учащение ритма пульсовых ударов, меньшее потребление кислорода и энергетических затрат.
Следовательно, статические усилия характеризуются: небольшими вегетативными сдвигами, подъемом минимального давления, падением величины пульсового давления, малыми энергетическими затратами, тормозным состоянием клеток коры головного мозга. При сильном утомлении ряд авторов наблюдали дискоординацию деятельности двигательного аппарата и некоторых вегетативных функций, которая проявлялась в непроизвольных движениях в других мышечных группа. аритмии дыхания, учащении пульса, покраснении лица, потоотделение.
Многочисленными исследованиями выявлено благоприятное влияй динамической работы на организм подростков. Под влиянием произвол венного обучения постепенно тренируется сердечно-сосудистая система: укрепляется сердечная мышца, тонизируется вегетативная нервная система, происходит более быстрое образование временных связей в двигательном анализаторе. При этом выявляется способность подростков адаптироваться к требованиям производственной среды и трудовой деятельности.
Страницы: 1 2