Режим труда и отдыха


Режим труда и отдыхаРЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА

Труд рассматривается с позиций органического единства социального биологического, так же как и понятия «трудоспособность» и «работа и способность».
Трудоспособность же зависит от состояния организма, его нервной системы, в первую очередь условнорефлекторной деятельности коры го­ловного мозга, от состояния возбудительного и тормозных процессов и их соотношений, а также от процессов концентрации, иррадиации. Из­менение стойкости условных рефлексов ведет к снижению и даже к по­тере трудоспособности, утомлению и переутомлению.
Характерными чертами утомления по А. А. Ухтомскому являются: а) неспособность удерживать в достаточной степени внимание к работе и обстановке; б) расстройство координации в поведении и прежде всего расстройство функции торможения; в) неспособность к созданию и ус­воению новых полезных навыков; г) расстройство старых автоматиче­ских навыков и снижение творческой активности.
Мышечная деятельность, как правило, способствует успешному фи­зическому развитию подростков, одновременно увеличивая продуктив­ность умственной работы.
Механизмы чередования различных видов деятельности наиболее полно представлены в работах И. М. Сеченова.
Мышечная деятельность складывается из динамического и статиче­ского компонентов. При динамической работе происходит сокращение мышц, способствующее усилению кровообращения. При статической ра­боте отдельные мышцы находятся в длительном напряжении, что ока­зывает тормозящее действие на кровообращение. Статическая работа значительно утомительнее, чем динамическая, и часто сопровождается болезненными ощущениями в мышцах. Чем больше выражен статиче­ский компонент, тем более неблагоприятно действие работы, тем коэф­фициент полезного действия ниже, тем хуже влияние такой работы на центральную нервную, сердечно-сосудистую системы и систему дыха­ния. Однако при этом статическое усилие вызывает незначительное уча­щение ритма пульсовых ударов, меньшее потребление кислорода и энер­гетических затрат.
Следовательно, статические усилия характеризуются: небольшими вегетативными сдвигами, подъемом минимального давления, падением величины пульсового давления, малыми энергетическими затратами, тормозным состоянием клеток коры головного мозга. При сильном утом­лении ряд авторов наблюдали дискоординацию деятельности двига­тельного аппарата и некоторых вегетативных функций, которая прояв­лялась в непроизвольных движениях в других мышечных группа. аритмии дыхания, учащении пульса, покраснении лица, потоотделение.
Многочисленными исследованиями выявлено благоприятное влияй динамической работы на организм подростков. Под влиянием произвол венного обучения постепенно тренируется сердечно-сосудистая сис­тема: укрепляется сердечная мышца, тонизируется вегетативная нерв­ная система, происходит более быстрое образование временных связей в двигательном анализаторе. При этом выявляется способность подрост­ков адаптироваться к требованиям производственной среды и трудовой деятельности.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.