Редуцированный опыт
Нам представляется, что к единичному образу предмета, явления и слова присоединяется предшествующий аккумулированный и редуцированный опыт о них в виде системного чувствования гностического характера. Мы его кратко назвали гностическими чувствами. Утверждение о наличии гностических чувств нами было обосновано при анализе психопатологических феноменов отчуждения в монографии «Деперсонализация» (1962). Чувственное формирование накопленного автоматизированного знания конкретных явлений окружающего имеет прямое отношение к психологии личности. Это внешнее, ставшее внутренним (интериоризация), собственным опытом, достоянием.Наше самосознание принимает деятельное участие в любом акте познания объективного мира. Итак, в единстве единичного образа предмета (внешнее) и чувственно сформированного предшествующего опыта знакомства с этим предметом (внутреннее) мы усматриваем внутреннее единство и двойственность любого акта чувственно-предметного познания. В последующих главах нашего исследования мы подробно остановимся на проблемах гностических чувств, психической автоматизации и психического отчуждения. Рассмотрим начальную стадию онтогенетического развития сознания личности – сенсорно-перцептивный уровень. Он представляет собой ранний сравнительно короткий период становления чувственно-предметной сферы. Путь движения пролегает здесь от элементарных ощущений до развитой системы единой организации перцепторной сферы. К. Маркс, а впоследствии И. М. Сеченов подметили,, что световое воздействие внешнего предмета в зритель-: ном анализаторе воспринимается не как субъективное отображение внутреннего биологического нервного процесса, а как объективное изображение предмета перед собой во внешней среде. Образ предмета объективируется, проецируясь вовне, и, совпадая с самим предметом, как бы материализуется. Таким способом «зеркало» сознания строит изображение предмета перед собой именно там, где он обыкновенно находится и распознает! его. Данная совершенно правильная трактовка вопроса; относится к психофизиологическому механизму отображения внешних объектов у уже сформировавшегося взрослого человека. Как же обстоит дело с аналогичным познанием у новорожденного младенца? Яркий, чувственно-многообразный мир, несущий в себе бесчисленное количество информации, еще недоступен и незнаком ему. Ежеминутно, даже ежесекундно на его рецепторы воздействует масса различных раздражителей извне и изнутри тела. Однако ощущения, возникающие при этом, настолько элементарны, единичны и расчленены друг от друга, что они совершенно непонятны, незнакомы, чужды ему и поэтому иногда могут пугать его, вызывая страх витального характера. В ответ на воздействия внешних и внутренних раздражений младенец обладает возможностью инстинктивного рефлекторного реагирования: он может открывать и закрывать глаза, сосать, глотать, кричать, плакать, кашлять, чихать, двигать конечностями и выполнять аноуринарную функцию. Новорожденный не умеет еще «строить» образы предметов вне себя, не умеет смотреть, слушать, осязать, так как не может управлять двигательными функциями соответствующих мышц в системе органов чувств. Даже тогда, когда он научился смотреть, осязать и слушать, он еще не способен узнавать окружающее.
Метки: опыт, характер, чувствование
Страницы: 1 2