О взаимопереходах субъективного и объективного мира


О взаимопереходах субъективного и объективного мираФ. Энгельс в книге «Людвиг Фейербах» дает глубо­кий анализ философского понимания одной из важней­ших сторон человеческого сознания. Он пишет: «…вер­нувшись к материалистической точке зрения, мы снова увидели в человеческих понятиях снимки с действитель­ных вещей…» и далее: «Диалектика сводилась этим к науке об общих законах движения во внешнем мире и в человеческой мысли: два ряда законов, которые в сущ­ности тождественны, а по своему выражению различны, так как человеческая голова может применять их созна­тельно, между тем, как в природе, и большей частью по­ка еще в человеческой истории, они прокладывают себе путь бессознательно, в виде внешней необходимости, по­среди бесконечного множества кажущихся случайностей. Таким образом, диалектика понятий сама становилась лишь сознательным отражением диалектического движе­ния внешнего мира»1.
В этих словах мыслителя подчеркивается важная идея, что целенаправленный и действенный характер со­знания в практике человека обусловлен сознательным отражением и сознательным применением объективных законов природы и общества, в то время как те же са­мые законы в природе и обществе обнаруживают себя бессознательно в форме внешней необходимости. Имен­но поэтому сознание человека является орудием актив­ного преобразующего приспособления его к социальной среде. Сознание индивида не есть только результат на­копленного личного опыта жизни.
Оно – историческое достояние опыта человеческого коллектива, бесчисленных поколений людей в истории человечества.
Общечеловеческая способность познавать мир есть величина составная: она слагается из бесконечного ко­личества конечных человеческих голов (Ф. Энгельс). Со­знательно действующая голова современного человека опирается на плечи миллиардов своих предшественников и современников.
В книге «Былое и думы» А. И. Герцен писал: «Люди имеют большой шаг перед обезьянами; их стремления не пропадают бесследно, они облекаются словом, воплоща­ются в образ, остаются в предании и передаются из ве­ка в век. Каждый человек опирается на страшное генеа­логическое дерево, которого корни чуть ли не идут до Адамова рая; за нами, как за прибрежной волной, чув­ствуется напор целого океана всемирной истории; мысль всех веков на сию минуту в нашем мозгу» Материальным субстратом сознания является голов­ной мозг человека, активно отображающего и применяю­щего объективные законы природы и общества в процес­се своей производственной деятельности. Сознание, та­ким образом,. не есть какой-то самопроизвольно возни­кающий внутримозговой процесс, детерминированный лишь изнутри строением мозга.
Внешний мир (включая и собственный организм че­ловека) становится материальным объектом познава­тельного отображения в другом материальном объекте – мозге. Содержание объективного мира как бы трансфор­мируется в психическое содержание сознания человека. В. И. Ленин, отмечая достоинства гносеологических взглядов И. Дицгена, приводит следующие его слова: «Материалистическая теория познания сводится к при­знанию, что человеческий орган познания не испускает никакого метафизического света, а есть кусок природы, отражающий другие куски природы». «Познавательная способность не есть какой-либо сверхъестественный ис­точник истины, а зеркалоподобный инструмент, отражаю­щий вещи мира или природу»2.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.