Развитие роста интеллекта
В процессе развития рост интеллекта идет быстрыми шагами, и при чтении приведенных нами записей именно этот рост представляет собою одно из поразительнейших явлений. Но, повторяю, общее течение жизни и поведение ребенка в первые годы жизни находятся во власти более примитивных приборов. Деятельность высших отделов протекает как бы в стороне от большой дороги, подпольно или скрыто от наблюдателя, лишь изредка давая о себе знать каким-либо вопросом, рассуждением, метким сравнением, выводом.В той же мере, в какой в жизни годовалого ребенка господствующими вначале являются механизмы, осуществляющие чисто вегетативные процессы, а затем сенсорно-моторные, служащие целям первоначальной ориентировки в окружающем мире, в ближайшие последующие годы содержание жизни характеризуется преобладанием и расцветом эмоций. Мы уже говорили, что как выражение эмоций, так и их субъективное переживание связано с деятельностью древнейших и древних, частью при рождении уже готовых, частью рано созревающих аппаратов: на первом месте – вегетативной нервной системы, а затем описанных уже нами подкорковых центров – зрительного бугра и системы полосатого тела, а также целого ряда желез внутренней секреции.
Зрительный бугор, согласно многим исследователям, играет роль сборного и вместе с тем распределительного аппарата для ощущений, отсюда последние направляются к соответствующим участкам коры. В зрительном бугре они окрашиваются в чувственный цвет, они приобретают эмоциональный тон удовольствия или неудовольствия, между тем как мозговая кора имеет значение только для локализации ощущений и для их осознания. У описанного Гампером трехмесячного ребенка, у которого при рождении центральная нервная система функционировала только до среднего мозга включительно, между тем как высшие отделы совершенно отсутствовали, наблюдалась нормальная живая игра движений и мимических выражений, сопровождающих примитивные, аффективные возбуждения.
Метки: развитие, чтение, явление
Страницы: 1 2