Развитие педиатрии


012Педиатрия получила свое название от двух греческих слов: pais – мальчик, ребенок, и iatreia – лечу, врачую. По сравнению с другими клиническими дисциплинами (терапией, хирургией, акушерством) она является «молодой наукой». Это объясняется длительно существовавшим взглядом на детский организм как на миниатюрную модель взрослого человека, отличающуюся только размерами. Кроме того, несомненно отрицательное влияние на развитие педиатрии оказали условия существования народных масс в дореволюционной России, когда ценность человеческой жизни была весьма невысокой и определялась главным образом пригодностью человека как рабочей силы или как «пушечного мяса». Помощь, оказываемая матерям и детям, носила случайный, больше показной характер, основывалась на благотворительности, и Россия занимала одно из первых мест в мире по уровню детской смертности. В больших городах России в течение первого года жизни выживала лишь половина родившихся.
Началом возникновения и развития научной педиатрии в России является XIX столетие, особенно вторая его половина. Отдельные выдающиеся деятели (М. В. Ломоносов, С. Г. Забелин, Н. М. Максимович-Амбодик и др.), ясно сознавая всю опасность громадной гибели детей, намечали ряд мер и всячески старались осуществить их. Однако только в 1836 г. профессор Медико-хирургической академии С. Ф. Хотовицкий начал читать теоретический курс детских болезней и составил первый научный труд «Педиатрика», где были изложены основы учения о ребенке, особенностях его развития и заболеваний.
80-90-е годы XIX столетия были периодом успешного развития педиатрии благодаря деятельности Н. Ф. Филатова и Н. П. Гундобина, которые с полным правом могут считаться основоположниками отечественной научной педиатрии. Н. Ф. Филатов создал основы клинической педиатрии, изложив их в своем капитальном труде «Семиотика и диагностика детских болезней», а Н. П. Гундобив и его сотрудники разработали проблему анатомо-физиологических особенностей детского организма.
В первые 10 лет XX века, несмотря на все препятствия, значительно расширяется объем педиатрии. Накопившиеся факты заставляют признать педиатрию самостоятельной дисциплиной и включить в нее учение о здоровом ребенке, о развитии его организма, о создании условий для полноценного роста и развития детского организма. Четко выделяется необходимость борьбы не только с заболеваниями детей, но и за полноценное развитие растущего организма. А это является основной и решающей задачей, придающей всей деятельности детских врачей явно выраженный профилактический характер.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.