Ранние ступени общения


Настоящая первая влюбленность. Андрей позна­комился с девчуркой Зоей лет четырех. Мальчик все дни только и живет девочкой. «Зоя, Зоечка, иди к нам!» – просит оп ее. Зоя не хочет, мальчик с плачем бежит ко мне, умоляюще смотрит па меня, чтобы я уговорила Зою остаться… Утром малыш просыпа­ется, берет свою одежду, бежит одеваться и неумытый убегает к Зое на крылечко. Зоя еще спит. Мальчик терпеливо ждет свою Зою, сидя один на крылечке .
Из отдельных эмоций я считаю нужным остановиться на эмоции страха не потому, что эта эмоция занимает особенно большое место среди других эмоций в первые годы жизни ребенка, а потому, что раннее зарождение ее я ее последующее нарастание, происходящее чаще всего вследствие неправильности воспитания и неразумного по­ведения взрослых, могут служить не только тормозом для нормального развития, но и толчком к серьезным и стой­ким болезненным уклонениям.
Пример окружающих играет первенствующую роль не только в том смысле, что взрослые внешними проявлени­ями страха, часто совершенно бессмысленного, заражают детей, но, что очень важно подчеркнуть, своим паничес­ким поведением по малейшему поводу, грозящему, по их мнению, опасностью ребенку, создают в ребенке состоя­ние напряженной тревоги и страха.
Таким образом, какой-нибудь эпизод в раннем детстве (укус собаки, пчелы и т. п.), который при правильном отношении прошел бы, не оставив следа, превращается взрослыми в грозное событие, которое может иметь тяже­лые последствия на долгие годы. От страха следует отли­чать испуг, который представляет собой общую реак­цию на любое внезапное действие какого-либо раздражи­теля, который сам по себе не грозит ни действительной, ни воображаемой опасностью организму.
Первые три года жизни при нормальных условиях раз­вития не являются обычно периодом особой частоты про­явления эмоции страха.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.