Ранние ступени общения
Настоящая первая влюбленность. Андрей познакомился с девчуркой Зоей лет четырех. Мальчик все дни только и живет девочкой. «Зоя, Зоечка, иди к нам!» – просит оп ее. Зоя не хочет, мальчик с плачем бежит ко мне, умоляюще смотрит па меня, чтобы я уговорила Зою остаться… Утром малыш просыпается, берет свою одежду, бежит одеваться и неумытый убегает к Зое на крылечко. Зоя еще спит. Мальчик терпеливо ждет свою Зою, сидя один на крылечке .
Из отдельных эмоций я считаю нужным остановиться на эмоции страха не потому, что эта эмоция занимает особенно большое место среди других эмоций в первые годы жизни ребенка, а потому, что раннее зарождение ее я ее последующее нарастание, происходящее чаще всего вследствие неправильности воспитания и неразумного поведения взрослых, могут служить не только тормозом для нормального развития, но и толчком к серьезным и стойким болезненным уклонениям.
Пример окружающих играет первенствующую роль не только в том смысле, что взрослые внешними проявлениями страха, часто совершенно бессмысленного, заражают детей, но, что очень важно подчеркнуть, своим паническим поведением по малейшему поводу, грозящему, по их мнению, опасностью ребенку, создают в ребенке состояние напряженной тревоги и страха.
Таким образом, какой-нибудь эпизод в раннем детстве (укус собаки, пчелы и т. п.), который при правильном отношении прошел бы, не оставив следа, превращается взрослыми в грозное событие, которое может иметь тяжелые последствия на долгие годы. От страха следует отличать испуг, который представляет собой общую реакцию на любое внезапное действие какого-либо раздражителя, который сам по себе не грозит ни действительной, ни воображаемой опасностью организму.
Первые три года жизни при нормальных условиях развития не являются обычно периодом особой частоты проявления эмоции страха.
Страницы: 1 2