Изучение и обобщение педагогического опыта


Когда в распоряжении методического кабинета имеет­ся достаточно большой и доброкачественный материал, проанализированный, обработанный и систематизирован­ный, следует подвергнуть его всестороннему научному ис­следованию с тем, чтобы извлечь из него некоторые об­щие выводы. Извлеченные из живой жизни, а не из аб­страктных суждений, освещенные теоретическим знанием, эти выводы явятся надежным незаменимым материалом для построения научной педагогики, новой науки о ре­бенке.Таким образом, на путях сбора, изучения и обобщения опыта стоят ответственные и сложные задачи. Настоящая; статья ставила себе целью разобраться в самой постановке проблемы в ее основных элементах.
Этот разбор открывает перед нами необозримое, почти не вспаханное плодоносное поле деятельности. Одна из; основных задач методических кабинетов заключается в том; чтобы рядовой воспитатель детского сада занял на; этом поле центральное место. Для этого необходимо его первые попытки фиксирования и анализа! своего опыта, поддерживать в нем бодрость духа и веру, в свои силы, подчеркивая все хорошее, что имеется в его работе, оказывая ему помощь не путем формального ин­структирования и сухого педантического анализа, а со­вместной товарищеской работой.
Сколько прекрасных драгоценных опытов педагогиче­ской работы пропадает для общего пользования только потому, что скромный воспитатель, великолепный знаток детской души, не владеет – из-за отсутствия ли навыка или из-за своей робости – искусством письменной речи! Методист должен взять на себя задачу исподволь разви­вать у такого воспитателя умение излагать на бумаге свои, дела, мысли, стремления. Вначале он сам записывает сво­бодные, непринужденные рассказы воспитателя о его ра­боте, об отдельных ее эпизодах, трудностях, удачах, затем вместе с воспитателем обрабатывает эти записи, а впослед­ствии постепенно приучает воспитателя самостоятельна вести их.
Заканчивая настоящую статью, я хочу выразить горя­чее пожелание, чтобы в дальнейшем работа над решением сложных и важных задач, которые ставит перед нами изучение педагогического опыта, не носила кабинетного, академического, формально-инструктивного характера, чтобы она была связана с живой жизнью, с живыми людь­ми, чтобы к ней были привлечены не только научные ра­ботники и методисты, но и широкая масса воспитателей, так как нет пути более верного, более плодотворного для повышения квалификации великой армии дошкольных ра­ботников, чем путь критического осознания своего личного опыта и творческого использования лучшего опыта других.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.