Изучение и обобщение педагогического опыта
Когда в распоряжении методического кабинета имеется достаточно большой и доброкачественный материал, проанализированный, обработанный и систематизированный, следует подвергнуть его всестороннему научному исследованию с тем, чтобы извлечь из него некоторые общие выводы. Извлеченные из живой жизни, а не из абстрактных суждений, освещенные теоретическим знанием, эти выводы явятся надежным незаменимым материалом для построения научной педагогики, новой науки о ребенке.Таким образом, на путях сбора, изучения и обобщения опыта стоят ответственные и сложные задачи. Настоящая; статья ставила себе целью разобраться в самой постановке проблемы в ее основных элементах.
Этот разбор открывает перед нами необозримое, почти не вспаханное плодоносное поле деятельности. Одна из; основных задач методических кабинетов заключается в том; чтобы рядовой воспитатель детского сада занял на; этом поле центральное место. Для этого необходимо его первые попытки фиксирования и анализа! своего опыта, поддерживать в нем бодрость духа и веру, в свои силы, подчеркивая все хорошее, что имеется в его работе, оказывая ему помощь не путем формального инструктирования и сухого педантического анализа, а совместной товарищеской работой.
Сколько прекрасных драгоценных опытов педагогической работы пропадает для общего пользования только потому, что скромный воспитатель, великолепный знаток детской души, не владеет – из-за отсутствия ли навыка или из-за своей робости – искусством письменной речи! Методист должен взять на себя задачу исподволь развивать у такого воспитателя умение излагать на бумаге свои, дела, мысли, стремления. Вначале он сам записывает свободные, непринужденные рассказы воспитателя о его работе, об отдельных ее эпизодах, трудностях, удачах, затем вместе с воспитателем обрабатывает эти записи, а впоследствии постепенно приучает воспитателя самостоятельна вести их.
Заканчивая настоящую статью, я хочу выразить горячее пожелание, чтобы в дальнейшем работа над решением сложных и важных задач, которые ставит перед нами изучение педагогического опыта, не носила кабинетного, академического, формально-инструктивного характера, чтобы она была связана с живой жизнью, с живыми людьми, чтобы к ней были привлечены не только научные работники и методисты, но и широкая масса воспитателей, так как нет пути более верного, более плодотворного для повышения квалификации великой армии дошкольных работников, чем путь критического осознания своего личного опыта и творческого использования лучшего опыта других.
Метки: изучение, работник, характер
Страницы: 1 2