Ранние ступени общения
Первыми самыми ранними ступенями общения или социального контакта является общая реакция на присутствие другого ребенка и заражение его эмоцией (Affekt-ubertragung), затем следует стадия зрительного и осязательного контакта (дети смотрят друг на друга и ощупывают друг друга). Дальнейшее сближение выражается во встрече взглядов, улыбке и лепете, и наконец, высшая ступень контакта, достигаемая к концу второго полугодия, проявляется в показывании друг другу и взаимном предложении игрушек. В течение второго полугодия жизни ребенок от простого социального контакта постепенно переходит через ступени интереса к игре другого и первых попыток общности в игре (Spielgemeinschaft) к начаткам организованной совместной игры. На этих ступенях развития социальности уже рано начинают обнаруживаться соперничество (0,7-0,9), чувства превосходства и подчинения.Эти рано зарождающиеся социальные эмоции в дальнейшем крепнут и дают начало росткам дружбы и любви. Как рано ребенок может быть способен на горячую привязанность – показывают следующие эпизоды из жизни трех детей, извлеченные в сжатом изложении из дневников.
Н. 1, 10. На прогулке познакомилась с мальчиком П., 2,2. Сразу выделила его среди десятка детей, гулявших на бульваре Когда П. приходил в гости, Н. радостно-возбужденно встречала его, бывала с ним нежна. Однажды она забрала у него принесенные им игрушки и не хотела отдавать их, но, когда ей сказали, что, если она не вернет игрушек, П. больше не будет приходить, она все отдала ему и стала ласково занимать его. П. был более равнодушен; охотно играл с ней, но часто бывал грубоват. Дома Н. часто вспоминала П. и говорила о нем, напевала песенку: «Спи, П. мой пакасный (прекрасный), баюшки-баю!» Нередко Н. проявляла чувство ревности: когда на бульваре кто-нибудь брал П., она плакала и сердито кричала: «Мой П., мой!» Так продолжалось полгода; лето разлучило детей, а по возвращении в город новые впечатления и новые знакомые не без содействия взрослых понемногу вытеснили А. П. 3, 7, 25.
Метки: контакт, общение, присутствие
Страницы: 1 2