Работа голосового аппарата
Здесь, как и во многих других сторонах воспитания ребенка, правильно поставленные музыкально-двигательные занятия могут сыграть большую роль, развивая чувство ритма и способствуя ритмичности движений, упражняя весь двигательный аппарат в гибкости, в экономной трате сил, в быстроте и легкости переходов от одного темпа движений к другому, от возбуждения к торможению. Гибкость имеет особенно важное значение для человеческого голоса. Монотонная речь маловыразительна, лишена эмоциональной теплоты; она свидетельствует иногда о серьезных поражениях центральной нервной системы (подкорковых центров). Записи кривых воздушных колебаний при произнесении звуков показывают, что не только при произнесении каждого слова, но даже отдельного слога колебания не остаются неизменными и толчок выдыхаемого воздуха претерпевает тонкие изменения различной интенсивности в соответствии с характером звуков. Внесение в слово или слог лишнего звука усложняет задачу не только с количественной, но и с качественной стороны, требуя новой сложной координации движений.’ Более того: даже такое внешне простое односложное восклицание, как «О!», характеризуется различными индивидуальными колебаниями, имеет каждый раз свою особую мелодию в зависимости от эмоции, выражением которой оно является.
Мы видим, таким образом, что голос человеческий находится в тесной связи не только с моторикой, но и с эмоциональной сферой. Богатство и яркость переживаемых ребенком эмоций создают потребность в гибком голосе.
При отсутствии достаточной гибкости эмоциональные оттенки, не находя соответствующего речевого выражения и не встречая поэтому должного отклика, постепенно будут глохнуть, вследствие чего полноте жизни ребенка будет нанесен существенный ущерб.
Страницы: 1 2